Часть IIзнакомство с Диканькой
Продолжу потихоньку...Проснувшись с утра, нас ждал сюрприз
Снимая полиэтилен со столов - обнаружили что местный хозяин (на фото четырехногое создание)
полакомился нашим шашлыком и Полтавским салом
(умный зараза, знал что нужно есть). Ну не чего, покушал и на здоровье... Единственное не понятно что делала в это время Герка
что охраняла? или просто спала... для нас загадка, но она осталась без завтрака, была наказана. Наши милые дамы принялись наводить "марафет" на столах, детвора занялась своими делами (как гласит народная мудрость, чем бы дитя не баловалось, лишь бы кушать не просило...
)
Мы же как обычно... нужно же посмотреть - что же сделал сосед - чего не сделал я...
Обменявшись "опытом" решили это дело скрепить для улучшения памяти
а за одно и позавтракать
Позавтракав, приведя лагерь в "дежурное состояние" мы ожидали микроавтобус и Андрея. Хотелось же познакомиться с Кочубеевскими владениями и воспетыми в произведениях Гоголя - местами.
Андрей прибыл как и договаривались
Звоню нашему гиду и экскурсоводу, Татьяне. Договариваемся где мы встретимся и выезжаем на место, в центр Диканьки.
Конечно когда ты не за рулем - окружающий мир воспринимается по другому.
Воспетый Гоголем уголок - Диканька находится среди лесов Полтавского края. При въезде в Диканьку со стороны Полтавы стоят
Триумфальные воротаПостроены они были в память о приезде в Диканьку императора Александра I (автор проекта - академик архитектуры Луиджи Руска) и с 3 августа 1820 г. служили как парадный въезд в усадьбу Кочубеев
Интересно, что эти ворота были открыты задолго до того, как аналогичные сооружения были возведены в России - Нарвская триумфальная арка в Санкт-Петербурге по проекту архитектора П. Стасова (1834 г.) и Московские триумфальные врата на Кутузовском проспекте в Москве известного зодчего И.И. Бове (1827 - 1834 гг.)
А вот за ними и расположилась Диканька. Кстати, до сих пор точная дата возникновения посёлка остается неизвестной. Впервые Диканька документально упоминается в 1658 году в летописи Самуила Величко. Тогда близ Диканьки сошлись в бою отряды полтавского полковника Мартына Пушкаря и гетмана Ивана Выговского. С той поры поле боя называют Сербинским, там осталась и Сербинская братская могила. Через 10 лет около этой могилы в столкновении с гетманом Правобережной Украины Петром Дорошенком был убит левобережный гетман Иван Брюховецкий. Заселена Диканька была выходцами из Правобережной Украины - казаками и крестьянами, которые бежали из-под гнета польской шляхты. Однако остатки подземных ходов, большие ответвления которых ведут из центра Диканьки в направлении с. Большие Будыщи, свидетельствуют, что люди жили тут и раньше, спасаясь в подземелье от набегов крымских татар в XV-XVI вв.
До наших времён сохранились также остатки пещерного скита, который существовал в лесной чаще на восток от Диканьки до 1602 г. Это был почти целый подземный городок из 8 пещер, соединенных разветвленными ходами, и системы поддержания жизнедеятельности монахов. Согласно Универсалу гетьмана Ивана Самойловича с 1687 года село принадлежало генеральному судье войска Запорожского В.Л.Кочубею - внуку выходца из Крымской Орды Андрея Кучук-бея, который принял православную веру, поселившись на вольных землях над Днепром. Во времена правления Кочубеев появились первые архитектурные сооружения. На прилегающей территории в уютных уголках парка стояли привезенные из Италии и Греции беломраморные античные скульптуры. Плодоносили фруктовые сады, в отдельной ферме бродили фазаны и павлины. К сожалению всё это не сохранилось до наших дней. Лишь фотографии в музее (фото с интернета)
Ворота в усадьбу Кочубеев. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.
До нас же сохранились только в таком виде ворота и пустырь за воротами
Есть несколько версий происхождения названия посёлка. Одни связывают его с наличием здесь когда-то густых диких лесных массивов, другие — с фамилией Дикань, которая будто бы была у первопоселенца. Такая фамилия, и в самом деле, по сей день очень распространена в округе.
Продолжаем наше знакомство с Диканькой -
Троицкая церковь построенна в стиле барокко в 1780 г. архитектором Н.Орловым на месте деревянной Крестовоздвиженской, на средства внука казненного гетманом Иваном Мазепой генерального судьи Запорожского войска Василия Кочубея. Именно Гоголь своим творчеством отобразил Троицкую церковь в знаменитых "Вечерах на хуторе близ Диканьки" ("Ночь перед рождеством"). Как говорится в народных легендах, стены этого храма были искусно расписаны сельским кузнецом Вакулой. Гоголь написал об этом так: “
Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых..."
фото взято с интернетаНам же Троицкая церковь предстала в таком ракурсе (реконструкция)
Дальше мы поехали в
Свято-Николаевский храм. Перед храмом находиться старая деревянная ветряная мельница
Перед тем как войти на территорию Свято-Николаевского Храма, нам рассказали историю возникновения Храма, т.к. на территории нельзя проводить экскурсии (так нам объяснили).
Храм возведён в 1794 году. Архитектор Н.А.Львов.
При строительстве Николаевской церкви впервые была применена система двойного купола, которую позже использовал архитектор Воронихин для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Она способствовала улучшению акустики, а также большему освещению помещения церкви.
В пространстве между куполами на третьем этаже Николаевской церкви, куда ведет узкая боковая винтовая лестница, находятся хоры. На внутренней стороне большого внешнего купола – росписи на библейские темы, а на его барабане размещены невидимые изнутри окна, через которые дневной свет проникает в центральный зал. Когда церковный хор поет во время службы, то кажется, что его мелодичные звуки льются прямо с небес. Молитвы также усиливаются превосходной акустикой храма. До сих пор остается тайной конструкция так называемых “воздушных печей”, размещенных между первым и вторым этажами. Они не только согревали, но и проветривали помещение, поддерживали постоянную температуру и влажность воздуха, и делали это не хуже, чем современные кондиционеры.
Во время перестройки храма в 1851–1852 годах в церкви установлен иконостас из мореного дуба. Уникальная работа выполнена украинскими крепостными мастерами, которых для обучения искусству специально посылали в Италию. Вызывает восхищение прекрасная резьба по дереву, изысканным кружевом обрамляющая разных размеров иконы, написанные петербургскими художниками; как в золотом ореоле, в сиянии позолоты при зажигании свечей светятся фигуры святых.
Колодец на территории храма
В 1810 году было введено в действие двухъярусную каменную колокольню Николаевской церкви (архитектор Луиджи Руска), но окончательное строительство ее из-за трудностей со средствами завершилось лишь в 1827 году…
После революции церковь испытала немало горя и разрушений, однако выстояла. В 30-х годах вокруг нее вырубили лес, сняли изгородь – мраморные столбы с массивными чугунными цепями, вывезли каменные плиты мостовой, выложенной для крестных ходов вокруг церкви. В период гражданской войны и голода 1932–1933 годов были разграблены княжеские погребения в склепе под храмом. Церковь не раз закрывали, но она действовала.
В 1963 году церковь отобрали у верующих и вскоре здесь организовали атеистический музей. А с 1985 года Николаевская церковь как памятник архитектуры стала отделом государственного историко-краеведческого музея. Во время запустения исчезло много церковного имущества: иконы XVII–XVIII веков, кресты, подсвечники, старинные книги и другие ценные реликвии.
16 июля 1989 года состоялось торжественное открытие и новое освящение Свято-Николаевской церкви.
По понятным причинам, пока еще, к сожалению, не все представляют, что посещая Храм божий Вы не должны оскорблять чувства верующих и нарушать элементарные правила. Поэтому очень бросилось в глаза перед входом в Храм, подчеркиваю в
Свято-Николаевский храм, для того, чтобы ВСЕ пришедшие в Храм могли в него войти при входе установлена стойка, на которой в достаточном количестве находятся юбки и пакет с головными платками и каждая женщина могла надеть юбку поверх брюк и покрыв голову войти в Храм, заметьте АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО!
Ведь люди пришли в Храм, к Богу, а не в музей атеизма - где платки и юбки выдают за деньги наши казачки :aq: делая из этого шоу. Фух... разошелся... но не об этом речь.
Известно, что в 1851–1852 годах была сделана небольшая перестройка храма и под церковью устроена родовая усыпальница Кочубеев. Этот склеп особенно привлекает и интересует многочисленных посетителей Николаевской церкви не только из Украины, но и с других стран мира. Покоятся там останки пяти князей и трех княгинь из рода Кочубеев. Первым похоронен был сын устроителя церкви Виктора Павловича Кочубея, первым получившего графский, а потом и княжеский титул, Василий, – последний прожил всего 38 лет и завещал похоронить его под стенами родовой кочубеевской церкви.
Василий Кочубей служил помощником попечителя Петербургского учебного округа и прославился как нумизмат, коллекция монет которого (свыше 700 штук) была одной из самых больших и самых ценных в России. Рядом с ним похоронена его жена Елена Павловна – из княжеского рода Белосельских-Белозерских. Эти два массивных саркофага выделяются в подземелье белизной итальянского мрамора и имеют на крышках изысканную резьбу. Привезены они были специально из Италии. Здесь же, под мраморной плитой, находится и захоронение их дочери Марии. Глухую стену склепа украшают очень красивые мозаичные иконы неизвестных мастеров. Каждое захоронение имеет свои особенности, отличается конструкцией и цветом саркофагов, их украшением.
В помещении церкви, точно над тем местом, где в склепе покоятся Василий и Елена Кочубеи, устроен киот и установлены памятник из черного мрамора и мемориальная доска в честь князя и княгини. По известным причинам мы не фотографировали в церкви, но в сам склеп мы попали
Фотографии кликабелны, т.е. в большем масштабе открываются
Поймал на фото выход со склепа:
Андрей /Андрiй/Саша /avtodnepr/Как вы уже заметили, Диканька окутана легендами, здесь переплетается реальное с невероятным, прошлое - с настоящим. На этой территории создан региональный ландшафтный парк "Диканьский", на территории которого находится семь памятников природы, в том числе общегосударственного значения - урочище "Парасоцкий лес", "Кочубеевские дубы", "Сиреневая роща", "Еловый лес" и "Пивоварские пруды". А какая здесь красивая природа и чистый воздух.
Слева от Николаевской церкви на расстоянии 300 м по лесной дороге находится памятник природы, охраняемый Законом Украины с 1964 года -
Кочубеевские дубы. Отпустив нашего водителя, а вернее сказать - ему рассказали где нас ждать мы решаем пройтись эти 300 метров по лесу
Это все что осталось от дубовой аллеи, которая украшала когда-то въезд в первую усадьбу Кочубеев со стороны Полтавы и воспетая Александром Пушкиным в поэме "Полтава". От нее сохранились лишь 4 огромных дерева (одно стоит отдельно, рядом с дорогой, недалеко от лесничества) в возрасте около 800 лет с диаметром ствола 1,5-1,8 м и высотой 20-22 м. По легенде, возле одного из гигантских дубов с 14-аршинным охватом (не сохранился), юная Мария (Матрена) Кочубей встречалась с Иваном Мазепой. Этот дуб так и назывался в народе: дуб Марии или дуб Мазепы.
Существует поверье: если прижаться к любому из этих могучих деревьев, то можно и себе перенять его здоровье, мощь и долголетие.
От
Кочубеевских дубов напрямик через лес по лесным тропам можно добраться до
Пивоварских прудов и Сиреневой рощи. Возможно, это сделать по асфальтированной дороге в объезд. Но мы не ищем легких путей
Название этих прудов происходит от пивоваренного завода Кочубея, который находился рядом. Состоял из двух прудов - верхнего и нижнего. Воду из этих прудов использовали для приготовления этого напитка. Стоит заметить, что Кочубеевское пиво когда-то пользовалось большим спросом в царской России. Сейчас эти пруды выглядят вот так, фото верхнего пруда с мостика.
Чуть выше по дороге
Березовый скверПосетили
Сиреневую рощу, которая была заложена Виктором Павловичем Кочубеем в 20-х годах XIX в. в карьере глубиной до 5 метров, где когда-то добывалась глина для кирпичного завода. С тех пор эта роща площадью в 2 га стала уникальным памятником садово-паркового искусства. А в народе о роще существует такая легенда:
"... Имел (тогда еще граф) Виктор Павлович Кочубей тринадцать детей. Одна из его дочерей Анна заболела ... Не помогали ей ни столичные развлечения, ни европейские лекарства, ни далекие путешествия. Посоветовали врачи поразить ее чем-нибудь необычным. Вот и велел богатый отец засадить уже ненужную после закрытия кирпичного завода огромную яму сиренью разных сортов, привезенных из-за рубежа, разбить здесь аллеи, поставить беседки ... И вот весной привезли в рощу угасающую Анну. Чтобы набраться в дороге побольше впечатлений, отправили ее из Петербурга окружным путем: сначала в Москву по железной дороге, далее на пароходе по Волге и Каспийскому морю, в конной карете через Кавказ, затем через Черное море и солнечный Крым, а за тем по Днепру. Как и ожидалось, "Сиреневая яма" произвела неповторимое впечатление. Измученная юная Анна повеселела, ей стало лучше. Но отцвела сирень, отошла и жизнь молодой девушки, а "Сиреневая яма" осталась, чтобы каждую весну наполняться неповторимыми запахами и соловьиными мелодиями, чтобы существованием своим исцелять и веселить людей ... "
Пусть легенда остается легендой. Фото мы не делали, сирень в такое время года не цветет
На против входа в
Сиреневую рощу Были замечены вот такие ворота "ДИКАНСЬКI ХУТОРИ, красивая ковка
Пожалуй и все об экскурсии по Диканьке. Правда еще заезжали в Краеведческий музей Диканьки...
Вернувшись в лагерь
Сразу была сделана ревизия СКИФов, а вдруг чего пропало???
Нормальные люди нормально понимают, целый день экскурсии - это хорошо. но организм же требует!!! Нужно же покушать, быстренько разводиться мангальчик и вариться уха
Но к глубокому сожалению, Андрей торопиться. Нужно домой и да и водитель тоже "мается" возле нас. Делаем, а вернее импровизируем. Андрей знакомиться со всеми СКИФами во отчую, пересматривая каждый в отдельности.
Мы быстренько, импровизируем в беседочке скатерть самобранку. Чаек, да под огурчик и пошла беседа за нас, за дружбу и мир во всем мире
Вот они участники
Андрей /Андрiй/, Игорь /garikttt/, Коля /Nikki/, Саша /avtodnepr/Жаль что Андрей торопился. даже ухи не дождался, конечно мы предлагали ему остаться. Три "эМки двойки" СКИФов стояло, ночевать было где, но волевым решением Андрей нас покинул
Фото на память
Ну что??? нас осталось три экипажа!!! Три заядлых скифовода!!!
А вечер только начинался, доваривалась уха и мариновался шашлык
Но об этом позже
Надеюсь вы не сильно устали, продолжение с заключением только впереди
PS продолжение будет, нужно