Автор Тема: Критерии выбора шин для начинающих...  (Прочитано 83 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Сообщений: 14737
  • Благодарности: +140/-0
  • Имя: Николай
  • Откуда: Украина, Днепр
  • Техника: Pajero II Wagon, Скиф2М, АП-1, палатка
На одном из автомобильных форумов зашел диалог про шины для внедорожника. Как это бывает на любом форуме - был час и натхнення... Один добрый человек провел небольшой ликбез на тему выбора шин для начинающих. Я обратился к нему с просьбой о размещении данного материала на страницах нашего форума. Кирилл согласился нам начинающим "экспедиционникам" помочь, написал можно сказать статью для всех. С его разрешения выкладываю и у нас на форуме, может кому пригодится :ah:
Критерии выбора шин для начинающих оффроадеров и немного рекомендаций по преодолению бездорожья.

Очень часто новички-оффроадеры задают вопрос: что мне выбрать МТ или АТ при езде 80% по дорогам и 20 % по бездорожью? Пытаясь сформулировать рекомендации на одном форуме, у меня получилось написать целую статью.

Сначала — что такое оффроад? Передвижение по пересеченной местности на авто с какой-либо целью. Это может быть спорт, туризм, экспедиция, просто валяние дурака.
Препятствия на Пресеченной местности бывают разные.
Снег, причем снег бывает пушистый и разной степени слаженности и разной глубины: колесо может доставать до твердой земли и не доставать.
Песок. Тоже бывает разной степени сыпучести и пропитанности водой.
Грязь. Обычно это высыхающие лужи.
Болото. Та же грязь, только без дна.
Глина. Самый сложный грунт, особенно после дождя.
Камни. бывают разного размера и количества. в земле и россыпью.
Отдельно выделю -"колея" Это когда перед тобой проехал автомобиль и продавил в мягком грунте канавы. Стенки колеи могут быть мягкие и жесткие.
Все это чередуется подъемами и спусками с разным уклоном.
Шины бывают:
Дорожные( иногда и на них приходится ездить по бездорожью)
Зимние (едут лучше дорожных)
Алл Терриан. Для начинающих.
Муд терриан. Это уже резина для бездорожья, но неплохо едет и по асфальту.
Ехстрем терриан (ХТ) Это по серьезному, но по асфальту на них лучше не ездить.

По конструкции бывают радиальные и диагональные шины. Существует ошибочное мнение что диагональные лучше плющатся. Это не так, плющатся диагональные наоборот хуже, зато имеют намного более прочную боковину.
Теперь рассмотрим что вообще влияет на проходимость машины по бездорожью.
А влияет собственно только сила реакции опоры.
Зависит она от соотношения массы автомобиля к площади соприкосновения колес с поверхностью. Первое что можно сделать, чтобы повысить проходимость, спустить колеса. Неважно какие у вас покрышки, давление в колесах 0.8 позволит вполне уверенно двигаться по не слишком жесткому бездорожью. Разбортировать при таком давлении резину невозможно ( при условии человеческих дисков с нормальными хампами. все штатные диски нормальные), но нужно следить: ветки и песок могут забиваться между резиной и диском и снижать давление, а это черевато разбортированием.
Первое что стоит купить начинающему оффроадеру — это хороший компрессор и точный манометр! При выезде на асфальт нужно обязательно накачать покрышки до требуемого давления. Длинноходовая подвеска, блокировки всех дифференциалов тоже помогут увеличить силу реакции опоры, но в меньшей степени, а затраты на это существенно выше чем просто спустить колеса.
Также стоит снизить массу авто. На сложных участках высадите всех пассажиров и вытащите багаж.

Теперь к практике. Перед вами засадное место(лужа, грязь, болото, любое препятствие)
Спросите себя — Что мне делать если я там застряну? Далеко ли бежать до трактора? достаточно ли надежен ваш буксировочный трос? (а он вообще есть?) Кому можно позвонить чтобы приехал и вытащил?
Еще раз подумайте стоит ли туда ехать.
Решились? Теперь выходим и внимательно осматриваем все это. Вот невидимое бревно в луже. Его нужно вытащить, иначе оторвете себе что-нибуть. Вот незаметный камень — нужно взять правее. Не ленитесь. Чем тщательнее вы исследуете засаду, тем проще потом будет проехать. Водную преграду очень желательно пройти ногами. Попадение на скрытые препятствия в воде грозят дорогостоящими ремонтами.
О тактике:
Снова по типам бездорожья.
Снег.
Чем снег глубже и рассыпчастей тем по нему сложнее ехать. Но мокрый вязкий снег тоже бывает весьма непрост. Вцелом тактика следующая: стараемся ехать на оборотах ниже средних. Не допуская пробуксовки, стараясь максимально спрямить траекторию. Не переключать передачи(или ограничить их переключение в автомате). Если начинаете закапываться также аккуратно сдаете назад, чуть разгона и пытаетесь проехать. Обычно это приходится делать неоднократно. На сухом снегу от зубаcтости шины ничего не зависит. Тут просто чем меньше давление и больше шина — тем она лучше едет.
Если снег не слишком глубокий — неплохо себя показывают цепи на колеса. Если закопались не буксуйте и не паникуйте. В таких случаях проще всего выйти и раскидать снег лопатой(вы же ее не забыли?)
Песок.
Весьма коварная субстанция для ленивых джиперов.
Как-то выезжая с пляжа и накачивая колеса я встретил уазку и шниву, которые ехали на пляж. Я посоветовал им спускать колеса, ибо песочек рассыпчатый. Мне ответели в духе: "Да Я!.. Да Мы!.." и поехали. Обе машины сидели на пузе через 20 метров, где я спокойно проехал. Откапывались пару часов. Помощь не просили.
Итак не ленимся, спускаем колеса. Небольшие песчаные пространства можно проскочить ходом, но очень внимательно, потеря скорости черевата посадкой.
Тип покрышек почти не играет роли. Большие зубья даже скорее мешают- проще закопаться. Очень коварен песок на кромке воды. Лучше там вообще не ездите. Сесть там просто, а откопаться очень тяжело.
Если сели — постарайтесь подложить под колеса что-нибуть типа веток, кустов, бревен. Очень удобно если у вас есть домкрат. А если это внедорожный домкрат типа хай-джек и зацеп за колесо, то это вообще замечательно.
Грязь. болото
Если грязь неглубокая, то неплохо показала себя тактика проходить ее на высоких оборотах. Потом придется мыть машину, но это дело десятое.
Колеса спускаем, передачи чем ниже — тем лучше.
Если на выезде из грязевой луже ступенька из твердого, может быть тяжело на нее заскочить, возможно придется даже слегка сровнять ее лопатой.
В болото лучше не лезьте без экстренной надобности, но если уже полезли: колеса вообще в ноль, Самая пониженная из возможных. Ехать черезвычайно медленно на холостых. Чаще всего без лебедки не выедете.
Для грязи лучше зубастые покрышки и чем зубастее и мягче — тем лучше.
Глина.
В чистом виде у нас почти не встречается(автор статьи живет в Киеве). Очень липкая субстанция.
Чтоб по ней ездить нужны покрышки ХТ с большими боковыми зацепами. Серединка покрышке все равно превращается в слик. Обороты держать повыше — на них лучше самоотчистка. В наших Карпатах много глины с камнями. С ней вполне справляется любая MT на низком давлении.
Камни.
На чистом каменном грунте неплохо едет все начиная с АТ. Низкое давление помогает. Нужно быть внимательным на камнях легко порезать боковину покрышки. Тут диагоналки рулят!
но у нас камни обычно в смеси с другими грунтами.
Колея
Опасность колей в том, что она может стать глубже и тогда очень легко сесть на пузо. Поэтому очень желательно идти колесами вразрез колеи. Выйти из колеи очень помогает низкое давление, зацепы на боковинах и работа лопатой. В некотрых случаях можно набросать в колею бревна и ехать по ним.
Внимательно осматривайте стенки колей — скрытый камень или обломки корней могут порезать боковину покрышки. Для движения по колеям максимально подходят диагональные шины ХТ и портальные мосты.

Ну и вывод из этого всего.
Если вы решились на покупку внедорожной резины:
Редко съезжаете с асфальта и не лезете в грязь — АТ
Часто съезжаете и нужно бывает ехать по грязи и глине — МТ
Вы спортсмен или живете в такой местности что по бездорожью приходится ездить больше, чем по дорогам — ХТ
И не забудьте про лопату, компрессор, манометр и буксировочный трос!
Очень помогут также лебедка, хай-джек, рывковая стропа и крепкий друг, лучше на хорошо подготовленной машине.

Стоит обратить внимание на индекс нагрузки, написанный на шине. www.all-tyres.com.ua/page34
Для каждой шины индивидуальный. Должен быть чуть больше полной массы автомобиля разделенной на 4(если у вас 4 колеса)
Резина со слишком большим индексом плохо проминается и соответственно плохо едет. Со слишком маленьким — может порваться на низком давлении.

Отдельно отмечу что для экспедиций по бездорожью(более 1000км) не так важен рисунок и размер резины, как ее прочность и очень желательно чтоб эта резина и размер были популярны в том месте где вы ездите.
Еще добавлю:
Если у вас стоят на машине есть ЕСП и прочие электронные помощники — отключите их на бездорожье. Они вам будут только мешать.
Если у вас есть блокировки или подключаемый полный привод — все это должно быть включено до заезда на препятствие, а не когда вы уже закопались.
Алкоголь — плохая подмога на бездорожье. Не ездите в пьяном виде, если вам дорога ваша машина(если нет — тоже не ездите)

Бестолковый отдых утомляет хуже работы... (с)
Оригинальные запчасти AL-KO
050-516-38-95; 098-503-99-22

Онлайн Лентяй

  • Пользователь
  • Сообщений: 1507
  • Благодарности: +43/-0
  • Имя: Кирилл
  • Откуда: Украина Николаев
  • Техника: кемпер на базе УАЗ 3309
Николай , я конечно дико извиняюсь , но приведенный материал "сырой" , неполный и с ошибками .... вот по    ССЫЛКЕ  - очень хороший разбор по шинам.
лучше переспать чем  не доесть

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Сообщений: 14737
  • Благодарности: +140/-0
  • Имя: Николай
  • Откуда: Украина, Днепр
  • Техника: Pajero II Wagon, Скиф2М, АП-1, палатка
За ссылку огромное спасибо, но я интересовался у человека именно для внедорожника и именно для езды асфальт - 80% и бездорожье 20% :ah: А то когда интересуешься у продавцов, так они начинают такие басни рассказывать, что чуть-ли от трактора беларус нужно покупать - а мне оно не нужно... этим мартышкам лишь бы продать, а мне нужно пять колес на 18 год покупать, а они не две копейки стоят :ah:
Бестолковый отдых утомляет хуже работы... (с)
Оригинальные запчасти AL-KO
050-516-38-95; 098-503-99-22

Онлайн Лентяй

  • Пользователь
  • Сообщений: 1507
  • Благодарности: +43/-0
  • Имя: Кирилл
  • Откуда: Украина Николаев
  • Техника: кемпер на базе УАЗ 3309
..... а мне нужно пять колес на 18 год покупать, а они не две копейки стоят :ah:
  посмотрел недавно короткий фильм - снятый бывшим соотечественником на авторазборке в Америке ... когда комплект отличной огромной резины с джипа в отличном состоянии обходится меньше сотки баксов ... чего-то задумался о смысле жизни ....
лучше переспать чем  не доесть

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Сообщений: 14737
  • Благодарности: +140/-0
  • Имя: Николай
  • Откуда: Украина, Днепр
  • Техника: Pajero II Wagon, Скиф2М, АП-1, палатка
..... а мне нужно пять колес на 18 год покупать, а они не две копейки стоят :ah:
  посмотрел недавно короткий фильм - снятый бывшим соотечественником на авторазборке в Америке ... когда комплект отличной огромной резины с джипа в отличном состоянии обходится меньше сотки баксов ... чего-то задумался о смысле жизни ....

О смысле жизни в этот раздел http://caravanua.com/index.php?board=221.0  :ah:
Бестолковый отдых утомляет хуже работы... (с)
Оригинальные запчасти AL-KO
050-516-38-95; 098-503-99-22

Оффлайн cyrill3

  • Пользователь
  • Сообщений: 2
  • Благодарности: +0/-0
  • Имя: Кирило
  • Откуда: Лютеж
  • Техника: WranglerJK
Николай , я конечно дико извиняюсь , но приведенный материал "сырой" , неполный и с ошибками ....
Я конечно извиняюсь, ну так дополните вашим "несырым" материалом.
И ошибки давайте приведите. Исправим вместе.

Онлайн Лентяй

  • Пользователь
  • Сообщений: 1507
  • Благодарности: +43/-0
  • Имя: Кирилл
  • Откуда: Украина Николаев
  • Техника: кемпер на базе УАЗ 3309
Николай , я конечно дико извиняюсь , но приведенный материал "сырой" , неполный и с ошибками ....
Я конечно извиняюсь, ну так дополните вашим "несырым" материалом.
И ошибки давайте приведите. Исправим вместе.
да пожалуйста - есть покрышки с симметричным и несимметричным рисунком протектора - где о них ? - для тяжелых джипов применяется специальная резина повышенной слойности - об это ни слова , в размерности применяемой джиперами резины есть покрышки от мотоблоков и мелкой сельхозтехники - чем отличаются от автомобильных , можно или нельзя их использовать ? - неизвестно ... а смысл исправлять чей-то пост ? - я ж привел ссылку - идеальный и подробный разбор по шинам - кому интересно - зайти по ссылке и почитать ...
лучше переспать чем  не доесть

Оффлайн cyrill3

  • Пользователь
  • Сообщений: 2
  • Благодарности: +0/-0
  • Имя: Кирило
  • Откуда: Лютеж
  • Техника: WranglerJK
да пожалуйста - есть покрышки с симметричным и несимметричным рисунком протектора - где о них ? - для тяжелых джипов применяется специальная резина повышенной слойности - об это ни слова , в размерности применяемой джиперами резины есть покрышки от мотоблоков и мелкой сельхозтехники - чем отличаются от автомобильных , можно или нельзя их использовать ? - неизвестно ... а смысл исправлять чей-то пост ? - я ж привел ссылку - идеальный и подробный разбор по шинам - кому интересно - зайти по ссылке и почитать ...
По твоей ссылки только информация о надписях на резине. Тот кто выбирает резину это и так найдет. Оно на каждом втором шинопродажном сайте есть.
Статья написана для начинающих, чтобы дать понять, в какую сторону смотреть.
С симетричным и несиметричным есть и простые невнедорожные покрышки. Как бы об этом и так много написано.
О нормах слойности стоит задумыватся тем кто начинает углубляться. Для новичка достаточно индекса нагрузки, который, между прочим, от слойности зависит.
Про сельхозрезину я специально не писал. Она не подходит для эксплуатации на дорогах общего пользования. И как бы люди которые эксплуатируют тот же фбел на асфальте, на самом деле потенциально угрожают жизням других участников ДД.
И все же какие там ошибки?

Онлайн Лентяй

  • Пользователь
  • Сообщений: 1507
  • Благодарности: +43/-0
  • Имя: Кирилл
  • Откуда: Украина Николаев
  • Техника: кемпер на базе УАЗ 3309

И все же какие там ошибки?
хай буде гречка .... я извиняюсь - у вас все правильно .
лучше переспать чем  не доесть

 


SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal