Мало кто включая самих полтавчан знает, что Полтава — это не только Котляревский, Леся Украинка, Гоголь и Потлавская битва. Полтава это еще и дальняя авиация. К сожалению во
во многом бывшая, если верить русской Википедии. Да и
официальная страница ВВС Украины не особо радует. Авиации толком нет, но хоть бы музей сделали. Так я подумал, и начитавшись всяких разных «интернетов» и введя такие координаты:
Широта: 49.617828
Долгота: 34.502392,
отправился в воскресенье в Полтаву.
Сначала я попробовал позвонить, конечно. Но ни по одному из найденных телефонов на сайтах что я нашел
здесь, где продвинутые авторы сделали схему проезда на флеше так, что она не печатается;
здесь, а также
здесь, где автор так себя любит что запретил даже копи-паст страницы!) либо не отвечали, либо включался автоответчик с предложением отправить факс. Поэтому поехал наудачу.
GPS привел точно к цели, примерно за километр, я «ровненько» уперся в КПП :) За которое на машине меня, естественно, не пустили. Так что сразу совет на будущее: постарайтесь все-таки дозвониться заранее, особенно если вас несколько человек и вы хотите организовать экскурсию. Тогда начальник выпишет на вас пропуск и вам позволят вьехать внутрь. И пока я чесал репу и спрашивал у охранника далеко ли дальше пешком, рядом нарисовался местный дядечка, который вызвался меня проводить. Очередной респект и уважуха полтавчанам! Радость моя стала больше, когда дядечка оказал бывшим летчиком, летавшим в свое время на одном из экспонатов. Он много чего мне по рассказывал и хотя бы объяснил как все эти самолеты называются. Итак, мы с моим провожатым, которого звали Виктор, отправились дальше.
Первое, что встречает это запустение военного городка. Когда-то примерно до 86-го года тут была жизнь. Теперь это все что осталось. В крайнем левом подъезде (там где орден над входом) вход в музей полка:
А это бывший штаб 10 (226) Гвардейского Краснознаменного Сталинградско-Катовицкого полка:
Дальше по облупленным плитам через заросший переезд, по которому керосин перстали возить лет 20 назад до бетонного указателя «Вас Вітають Повітряні Сили», и дальше вдоль забора из американских инженерных панелей (рисунок у них похож на наш, но не совсем, по словам Виктора, достались они нам от американцев) через кусты малины и огороды местного населения на поле.
Хвосты самолетов появляются из бурьянов как динозавры из затерянного мира. Это
Ту-160, самый большой из самолетов здесь и просто монстр, если заглянуть в Википедию:
Именно про этот самолет был снят фильм
«07-й Меняет курс». Фильм, конечно, так себе, но если посмотреть на самолет, то интересно. Размеры впечатляют. Чтобы нагляднее было, шасси этого динозавра нормальному человеку где-то чуть выше пояса:
А чтобы заглянуть внутрь двигателя, фотоаппарат пришлось держать над головой не вытянутых вверх руках и привстать на цыпочки. Сами двигатели, конечно выдраны с корнями. А ведь обидно: всё это когда-то своим ходом или скорее лётом, добралось сюда без посторонней помощи:
А так Ту-160 выглядит спереди. Стеклянный лючок в днище — прицел:
Рядом
Ту-22М3, который американцы называли «Backfire». Видимо из-за снопов пламени который этот аппарат оставлял за собой при старте:
Можно рассмотреть прицел для бомбометания, который еще каким-то чудом не сняли. Теперь, наверное, такие штуки уже не так актуальны при наличии всяких «умных» самонаводящихся бомб. Все помнят картинки из новостей про Ирак наверное. А вручную все делалось да и наверняка еще делается через вот такой вот прицел:
Как ни странно, этой практически ракете сзади нужна еще и пушка для защиты:
«Под крылом самолёта о чем-то поёт ...» или вот, собственно для чего там прицел:
А еще там, как правило, мгного всяких люков и лючков для фотоаппаратов, антенн, радаров и прочего. Это только издалека самолет кажется гладким как рыба.
А это
Ту-22. Большой штырь, торчащий из носа, который всё никак не помещался в объектив — штанга для дозаправки в воздухе:
Ту-22 вроде пришел на смену следующему экземпляру, Ту-16, на котором летал мой экскурсовод Виктор. Кстати, цвет номеров на самолетах тоже имел когда-то значение: синий — Белая Церковь, красный — Полтава, желтый — Прилуки. Итак,
Ту-16, еще один умирающий корабль на этом кладбище. Двигатели выдраны, пушки покорежены. Пришлось выбрать лучшее что получилось. Кстати это «средний» бомбардировщик, не совсем дальний вроде:
Рядом обычный транспортный
Ан-26. Прозрачный «пузырь» нужен штурману, чтобы иногда посматривать вниз и сравнивать с тем что на карте:
Рядом парочка «недосамолетов» по мнению, Виктора: «спарка»
Су-15 и чешский учебный
L-29 (под брезентом). Нет, ну на самом деле, «что за херня: полетал пару часов часов — и назад за керосином». Да, конечно, по сравнению с остальными монстрами, эти смотрятся как детские педальные автомобильчики:
И напоследок самый душевный самолет — классика жанра бомбардировочной авиации, винтовой
Ту-95. Про него везде написано много, по некоторым параметрам это просто уникальный аппарат, и выглядит красиво, не так как полукосмические реактивные монстры. Хотя я так и не смог представить, как в него помещается
87 тонн керосина, даже при таких немаленьких размерах:
Хвостовая пушка тут кажется на своём месте. Кстати, темп стрельбы порядка
3000 выстрелов в минуту. Для сравнения у Калашникова 600:
Послушав рассказы про то сколько этот аппарат может держаться в воздухе да еще если с дозаправкой, я естественно поинтересовался туалетом. В ответ услышал байку, которая судя по всему
имеет место быть, про негласный уговор между экипажем о том, что кто первый не выдержит, тот потом по приземлении и «выносит». А поскольку занятие это было не очень почётным, так как часто с дежурства приходили встречать жены с детьми, то экипаж за пайки и другие блага договаривался с техниками.
После туалета, будет логично перейти к бомбам. Обыкновенные выглядат примерно так. Бомбы как бомбы.Самая большая по размеру примерно как большой холодильник в супермаркете:
А еще тут можно посмотреть на настоящий спускаемый аппарат. Внутренности, опять таки, выдраны, но заглянув в эту железную банку можно себе живо представить как возвращаются домой космонавты:
Ну вот пожалуй и весь репортаж. Вспомнился «Остров погибших кораблей». Грустно. </p>
И еще один совет напоследок: если кто захочет приехать, то это хорошо сделать на День Авиации (это вроде 29 августа, последняя суббота). Тут конечно будет куча народу, но зато наверное позволят залезть врутрь экспонатов.
А еще я, тупко, не догадался попросить телефон у Виктора. От денег и пива он отказался. Есть еще на свете чудаки однако. И это радует.
PS еще в июле 2009 года я договаривался с людьми о размещении их материалов на своих страничках, под рубрикой "Интересные места". Возобновляю эту рубрику.
По материалам al_geronimo