Преамбула
Идея написать оный опус возникла пару недель назад, когда стал вопрос, в какую резину обуть прицеп. Я не стараюсь каким либо образом навязывать читателю свое мнение, которое может оказаться ошибочным и не последовательным, но если читатель имеет что-то поправить или дополнить, прошу к диалогу.
Получив в наследство к 2 прицепам 9 разнокалиберных покрышек, было принято решение провести ревизию состоятельности резинового наследства. После разборки и разбортовки колес в гараже пасьянс сложился следующим образом:
Три шины 4.00-10 К-82, из них одна почти новая.
Три шины 4.00-10 В-47, из них одна почти новая.
Три шины 4.00-10С К-96, из них одна почти новая.
7 камер, 4 из них со следами кустарной вулканизации.
5 комплектов дисков, два жуть убогая - рихтовать, три живых.
Почесав то место, откуда думаю, сложил ханойскую башню и пошел домой.
Ранее на форумах мне попадалась информация о том, что мотороллерная шина на прицепе СКИФ во время движения была причиной создания аварийной ситуации. Оценив риски и приняв к сведению, что наследство далеко не первой свежести, появилось желание узнать, а какие требования вообще должны предъявляться нормативной документацией к шинам ряда 4.00-10?
Итак, знакомимся, ГОСТ 5652-89 ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ, МОТОКОЛЯСОК, МОТОРОЛЛЕРОВ И МОПЕДОВ. Статус стандарта – действующий. Все ссылки в тексте на таблицы соответствуют ГОСТ 5652-89.
Амбула.
Так как вся моя резина соответствует ГОСТ5652-78 (фото 1), предыдущей редакции, рассматривать будем по новой, как правило, в новой редакции обобщены принятые ранее изменения предъявляемые к изделию при изготовлении и контроле качества, но изделие всегда остается изделием. В новых шинах в маркировке на ободе внесена дополнительная маркировка, обозначающая максимальную скорость и индекс грузоподъемности (фото 2), но об этом ниже.
Согласно Таблицы 1 ГОСТ, я стал владельцев всех трех видов резины размера 4.00-10 которая выпускалась в СССР.
Шина модели К-96. Индекс «С» в обозначении говорит о том что эта шина повышенной грузоподъемности, максимальная допустимая нагрузка (Таблица 2) на нее составляет 325 кг. Маркировка на фото 3 и 4, рисунок протектора на фото 5. «ОГО», сказал я, «Это же 650 кг, в прицепе в маринаде целого хряка можно привезти», но глянув колонку максимальной скорости, я сказал «тю» так как для К-96 это всего 70 км/час.
Шины моделей В-47 (фото 6 и 7) и К-82 (фото 8 и 9) имеют абсолютно идентичные размеры и характеристики. Максимальная нагрузка на шину составляет 236 кг при максимальной скорости 100 км/ч. Маркировка J58 на новой резине К-82 которая продается на нашем рынке за 300 грн (рисунок 3) не отрицает этого и сегодня, индекс J соответствует скорости 100 км/час (фото 10), индекс 58 соответствует индексу грузоподъемности в 236 кг.
Единственная разница – это разные рисунки протекторов, поэтому в соответствии с правилами дорожного движения, применять эти две модели на одной оси нельзя.
Рассматриваемая в некоторых темах возможность переделки прицепа под шину 5.00-10 В-19АМ нецелесообразна, т.к. данная шина имеет максимальную нагрузку всего в 200 кг и максимальную скорость в 70 км/ч.
Физико-механические свойства к шинам указанные в данном ГОСТ являются обязательными, поэтому покупая пластмассу китайского производства надо иметь ввиду, что нагрузочные характеристики в продукции наших китайских товарищей могут соответствовать только классному дырчику весом в 120-170 кг вместе с пассажиром, мешком картошки под ногами и маленькому пекинесу в бардачке, но никак не прицепу, который кроме собственной массы тянет в себе еще генератор для зарядки мобильника жены, мангал, магнитофон, круг-уточку, немножко попить и выпить, провиант для партизанского лагеря на 14 суток и килограмм 150-200 очень полезных вещей на всякий случая для комфорта.
Кроме того, ГОСТ преподнес еще две любопытные таблички. В приложении 1 приведены нормы нагрузок на шину при различных давлениях. Дабы не приводить таблицу целиком, в общих чертах суть такая, резина В-47 и К-82 должна иметь рабочее давление 0,26 МПа, шина модели К-96 – 0,35 МПа. При этом, если в шине снижается давление, то пропорционально должна уменьшаться и величина нагрузки на эту шину. Таким образом, если в дороге у вас будет спускать золотник, или просто вы забыли подкачать колеса, то на груженом прицепе ваша подспущенная шина будет испытывать нагрузку, которая превысит регламентированную для фактического давления, и, например, после банального перегрева от жевания и истязания по асфальту она может лопнуть, ее порвет на куски, сгорит, в конце концов. Потеря давления в 0,03 МПа уменьшает несущую нагрузку на колесо на 20%, еще на 0,03 МПа уже на 30%,
А вот как безопасно можно перегрузить накаченную резину, об этом может рассказать таблица 8 в приложении 3. Оказывается, перегрузить нормально накачанные шины В-47 и К-82 можно, нужно просто скинуть максимальную скорость, а если прицеп будет идти порожняком, то можно и подкинуть газку. Но это требование согласно аннотации является рекомендуемым, а не обязательным к гарантированному обеспечению.
И так:
Максимальная скорость Изменение нагрузки
50 +30%
60 +23%
70 +16%
80 +10%
90 +5%
100 -0%
110 -7%
120 -15%
130 -25%
На К-96 эта фича не распространяется, так как она имеет меньший индекс скорости, чем описан в этой таблице.
Вообще я сторонник старой истины: тише едешь – дальше будешь, в ГОСТ хоть и прописано такое, никто не обязан проверять его соответствие фактическим возможностям туристического хозяйства. С одной стороны банальный перегруз выгнет домиком колеса и побьет об рычаг дно кузова под колесной аркой, с другой стороны высокая скорость при движении ограничивает маневренность в критической ситуации.
Ну и в заключение, гарантийная наработка шин (естественно в течении 5 лет со дня изготовления
) составляет 16000 км для 4.00-10 и 8000 км для 4.00-10С
Эпилог.
Я думаю что К-96 может полежать еще лет 30, кто знает, может, попадется за бутылку муравей для колхозных работ, а прицеп будет обут в более сохранившуюся резину из В-47 или К-82.