Автор Тема: Дом в дорогу /Познавательно/  (Прочитано 11492 раз)

0 Користувачів і 1 Гість переглядають цю тему.

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Появление автомобиля дало человечеству новую степень свободы. Тяга к путешествиям одних его представителей, стремление к комфорту других подвигли инженерную мысль на создание домика на колесах. Один из таких автомобилей-кемперов описан Джоном Стейнбеком в его знаменитом романе «Путешествие с Чарли в поисках  Америки».

Великая депрессия, многое разрушив, тем не менее, что-то и создала. В числе прочего и жилье на колесах. В те годы по всей Америке миллионы людей перемещались в поисках какого-нибудь заработка. И  по статистике до 6 миллионов сезонных рабочих обитали в жилых прицепах. С тех пор мобильное жилье  стало одним из характернейших явлений американской действительности.Через некоторое время американская любовь к комфорту опять востребовала мобильное жилье. Автотуристы в разных видах и конструкциях, но одинаковых по сути (комфорт, комфорт и комфорт!) домах на колесах, отправились на лоно природы. Для тех из них, кто предпочитал получить одновременно мобильность, комфорт и добротность, были придуманы характерные только для Америки парктрейлеры: дома в прямом смысле этого слова, большие, в два крыльца и в несколько комнат, площадью от 100 кв. м., но только на колесном ходу. В Европе подобные сооружения получили распространение только после второй мировой войны, да и то в туристической ипостаси. И хотя в Европе всегда было достаточно хороших гостиниц, путешествие, так сказать, «под своей крышей» имело свои положительные стороны. Для послевоенного поколения европейцев, экономно тративших каждый сантим и пфенниг, лишние расходы были ни к чему. Спрос привел к возникновению фирм, где на время отпуска брался напрокат жилой прицеп (а поначалу это были именно прицепы). Вскоре появились и специальные кемпинги, оборудованные коммуникациями (свет, вода), к которым оставалось только подключиться. Появление на свет первого европейского кемпера по времени совпал с появлением первого  микроавтобуса  Volkswagen. С течением времени к дачам на колесах присоединились домики на базе легких грузовиков. К началу 60-х в разбогатевшей Европе жилье на колесах окончательно оформилось  как устойчивый элемент туристического сервиса, порой обладающий своими, чисто европейскими особенностями, малопонятными родоначальникам-американцам. Лет 10  назад почти одновременно в Америке и Европе для любителей совсем уж дикой природы появились дачи на полноприводных шасси. Сейчас в мире сложилось несколько  типов  жилья  на  колесах. В США, где, собственно, и родились передвижные жилища, им присвоено общее название Recreational vehicle (RV) — транспортное средство для отдыха. Все конструктивное многообразие моделей RV можно разделить на 3 категории: прицепы, навесные кемперы и передвижные дома-автомобили.
Прицепы
Самая простая разновидность этой категории — складной прицеп (Folding trailer). Отечественным аналогом здесь может служить весьма популярный «Скиф» и менее известный «Дон», построенный на базе  моторной  лодки. Основное достоинство складного прицепа — компактность и легкость, его можно хранить в гараже и буксировать при помощи любого автомобиля. Такие прицепы выпускают и в Европе, и в Америке. Отличие — в подвеске (американцы любят рессоры, европейцы предпочитают пружины), остальное очень похоже. Легкий, обычно алюминиевый кузов на стальной раме, мягкие стены из нетканых синтетических материалов, крыша чаще всего из АБС (акрилбутадиенстирольный полимер, не путать с АБС), хотя встречается и алюминиевая, окна из лексана с противомоскитной сеткой. Все материалы, из которых изготовлен прицеп, негорючие и легкомоющиеся. Собственной тормозной системы нет. Из дорожного положения в стационарное прицеп переводится специальным домкратом, который поднимает крышу, при этом выдвигаются в стороны две площадки под спальные  места. Более дорогие модели снабжены электроприводом: нажал на кнопку — и  получился  домик. Несмотря на видимую простоту и компактность, оборудован складной прицеп обычно очень хорошо: газовая плита, электрогенератор, мойка с запасом воды 50-60 л, холодильник, столики, кровати. Интерьер ничем не отличается от городского жилья: занавески, покрывала, мебель из пластика под дерево, удобный свет, множество полочек и емкостей для багажа. Мебель легко трансформируется. Даже в самом маленьком прицепе на ночь можно устроить до 8 человек. Каталоги дополнительного оборудования тоньше 200 страниц  не бывают и включают в себя все, вплоть до переносного кострища. Но все же такой прицеп — лишь разновидность палатки, и его обитатели так же близки к природе, как обычные пешие туристы. Больше  всего такое жилище подойдет для людей молодых, но уже более склонных к поездке на автомобиле, чем к байдарочному походу с ночевкой  под  открытым  небом. Тем, кого палаточные стены и отменная вентиляция не устраивают, производители предлагают столь же компактный одноосный прицеп  (Travel trailer), но с жесткими стенами. Это уже в большей степени дача. Корпус прицепа смонтирован на шасси, которое имеет прямоугольную раму, состоящую из набора лонжеронов и поперечин. Дышло переменного таврового сечения крепится за лонжероны и переднюю поперечину  рамы. Подвеска бывает разная. Некоторые фирмы предпочитают пневмоэлементы, другие используют торсионы в сочетании с телескопическими амортизаторами, кому-то милее рессоры. Все зависит от инженерных воззрений изготовителя и особенностей рынка. В любом случае под-веска должна обеспечить прицепу низкий центр тяжести и боковую устойчивость в повороте. Масса таких прицепов выше, чем у складных, поэтому они снабжаются тормозами, как правило, инерционными, которые срабатывают от накатывания прицепа на буксирующий его автомобиль. Если на ходу произойдет расцепка и ваша дача выберет самостоятельную траекторию движения, связанный с автомобилем трос натянется и приведет в действие  тормозную  систему  прицепа. Стены представляют собой многослойные изотермические сэндвичпанели на деревянном (редко — алюминиевом) несущем каркасе. Роль несущих элементов конструкции выполняет и встроенная мебель. Передняя стенка прицепа для улучшения аэродинамики обычно выполнена наклонной. Теплоизоляция американских прицепов рассчитана и на Аляску, и на Техас, снаружи панели стен и крыши покрыты алюминием или пластиком. Внутренний слой — влагостойкая фанера толщиной не менее 3 мм , отделанная декоративной пленкой. Внешние  слои пола — фанера, снаружи обработанная герметизирующей мастикой, которая обеспечивает долговечность, а также дополнительную шумо- и теплоизоляцию конструкции. Внутри прицепа поверх фанеры настилается несколько слоев синтетических материалов, самый верхний — легко моющийся ковер. Тепломагистрали системы отопления проложены в полу, поэтому весь объем прицепа обогревается равномерно. Такие же принципы построения применяются и для всех конструкций,  описанных  ниже. Одноосный прицеп вполне годится для семьи из трех человек. А когда на природу рвутся еще и теща, и подруга жены, собака и кошка, такой компании больше подойдет двухосный прицеп (встречаются и трехосные разновидности). Более крупные двухосники позволяют иметь с собой на природе привычные в городских условиях душ и туалет, не говоря  уже о кухне с мойкой и холодильником. Большинство из них имеют полноценные спальные места, в каталогах представленные не иначе, как двухспальная «королевская кровать». Такие прицепы чаще всего поделены на несколько комнат. Если прицеп изготовлен по американским стандартам, то он имеет два входа и чаще всего — выдвижную комнатную секцию, которая не мешает в транспортном положении и заметно увеличивает внутреннее пространство на стоянке. Но все же, если жильцов много,  под ночлег придется трансформировать пару  кресел  и  обеденный  стол. Длина жилых прицепов в большинстве стран ограничена законодательством. Чтобы увеличить объем, не нарушая законов, был придуман полуприцеп, рассчитанный на буксировку пикапом, в кузов которого крепится быстросъемный стыковочный узел. Это типично американская конструкция, не прижившаяся в Европе. Полуприцеп оснащается гидравлическими тормозами, которые через разъем соединяются с тормозной системой пикапа-тягача. При одинаковой с двухосным прицепом длине автопоезда полезный объем такого полуприцепа на 25% больше. Он многокомнатный, с большой спальней и очень напоминает  городскую  квартиру. В конструкции двух- и трехосных прицепов и полуприцепов предусмотрены «кемпинговые разъемы». С ними можно неплохо устроиться на специальной площадке, подключившись к системе водоснабжения, канализации и электросети,  а затем, отправляясь в дальнюю дорогу, запастись необходимым (водой, газом) и избавиться от накопившегося мусора.

Навесные кемперы

Любовь американцев к пикапам (напомним, что американский пикап в отличие от европейского относится к классу легких грузовиков) породила еще одну разновидность передвижного жилища, типичную для США. Это навесной кемпер (Truck camper или Slide-in camper) — дача, которая монтируется сверху. Поскольку американский пикап — машина большая, то и перевозимый домик достаточно велик. В нем та же самая «королевская кровать», душ, туалет, кухня с мойкой и холодильником, мебель и попрежнему богатая отделка «как у себя дома». Добравшись до природы, домик можно отстегнуть, а  на пикапе прокатиться по окрестностям. На автомобиле монтируется трак-бампер, выполняющий роль замка. Способ перевозки очень  прост — у домика четыре «ноги», на которых он стоит в ожидании машины. Надо просто подъехать под него, заблокировать два замка на концах трак-бампера и не забыть убрать  «ноги».

Передвижные дома

Прицепы и навесные кемперы имеют свои преимущества — автомобилем можно пользоваться отдельно от них. Их недостаток — ограничение разрешенной длины авто-поезда, которую часто «съедает» буксирующий автомобиль. Понятно, что этого недостатка лишен дом, устроенный, например, в автобусе. Такое передвижное жилище на собственном шасси с мотором американцы называют Motor home. Мы будем пользоваться более привычным понятием — «кемпер». Малые кемперы выпускают на базе микроавтобусов. Явление это в основном европейское. Работа над ними представляла интереснейшую инженерную задачу. Нужно было решить вопросы развесовки, значительно усилить подвеску и несущие элементы, заново подобрать передаточные отношения трансмиссии, рассчитать необходимые параметры шин. Этой работой с удовольствием занялись небольшие фирмы, из которых со временем сложилась  целая  индустрия. В малых кемперах используются те же технические решения, что и в прицепах, за исключением каркаса, — он не деревянный, а алюминиевый. По уровню оборудования и комфорта эти жилища тоже близки к одноосным прицепам, поскольку европейские микроавтобусы, как правило, невелики по размерам. Одно из самых распространенных решений для увеличения полезного объема — поднимающаяся  крыша. Гораздо большей популярностью по обе стороны океана пользуются средние кемперы на шасси малотоннажных грузовиков, которые в Европе было бы правильнее назвать коммерческими фургонами. Вот где конструкторам — простор, дизайнерам — раздолье! На такой машине-даче можно ехать всей семьей далеко, долго и с удовольствием. В пути жена готовит обед, сын-штурман то разглядывает дорожные карты, то убегает на кухню за банкой холодной Coca-Cola. Кошка, любимица семьи, мирно спит в кресле. Дочка, лежа на диване, смотрит  телевизор. В общем, в комплект оборудования таких кемперов входит все, вплоть  до  цветочков  на  подоконнике. Самые большие кемперы строятся на базе автобусов. Здесь применяется более совершенная система вентиляции, отопления и кондиционирования с послойной регулировкой температуры. Помимо королевских спален, тут встречаются и роскошные кухни, и полноценные ванные комнаты, а гостиная меблируется гардеробами. В порядке вещей натуральное дерево, кожа и шерстяные ковры. Многие из наших соотечественников не отказались бы подобным образом оборудовать свои городские квартиры. По большому счету это уже не дача на колесах  для поездок к морю — это квартира, которая перемещается вместе с владельцем. Большие кемперы часто используют спортсмены, во время сезона переезжая на них от соревнования к соревнованию, многие пенсионеры в Европе и Америке покупают такие автобусы и едут вслед за теплом, на их базе встречаются даже передвижные гостиницы, клубы  и  офисы. Особняком стоит класс кемперов  на полноприводных шасси, например, на базе Ford Econoline 4х4 или Iveco Turbo Daily 4х4. По оборудованию и возможностям такие дачи близки к кемперам на базе малотоннажных грузовиков, но не имеют «кемпинговых разъемов» — системы их жизнеобеспечения рассчитаны на полную автономию. В оборудование обязательно входит энергоустановка, приводимая в действие двигателем внутреннего сгорания,  как правило, дизельным, объем емкостей для воды и топлива увеличен, часто автомобилям придается  не только передняя, но и задняя лебедка. Не редкость и навигационная система. В дополнительный список часто входят ящики для хранения оружия и боеприпасов. В отделке жилого отсека редко встретишь ковры, в основном пол выстилается легкомоющимися покрытиями, чтобы туда можно было зайти в сапогах. Получается охотничий домик,  который  всегда  с  собой.

Рекомендации

Отпуск, к сожалению, бывает лишь раз в году. За рулем автомобиля с прицепом или моторизованной дачи большинство водителей оказываются  нечасто. Управление такими транспортными средствами требует определенных навыков.
Меньше всего проблем со складным прицепом. Он добавляет к привычной длине и массе автомобиля всего несколько метров и центнеров. Правда, и при этом для привычного темпа передвижения может не хватить мощности двигателя, а при маневрах надо иметь запас пространства, т. к. и тормозной путь увеличивается, и траектория движения прицепа в повороте смещена относительно автомобиля-тягача. Сложности возрастают пропорционально увеличению размеров прицепа. Жилой прицеп «в полный рост» имеет повышенное аэродинамическое сопротивление даже при обтекаемой передней стенке — на-до быть готовым к повышению расхода топлива. В большинстве  стран максимальная разрешенная  скорость автопоезда — 80 км/час. Боковой порыв ветра, на который вы не обратите внимания на маленьком автомобиле, тут же скажется на управляемости машины с прицепом. Экстренное торможение может привести к нежелательным последствиям. С прицепом нельзя ездить  резко. Поскольку прицеп в большинстве случаев по габаритам больше автомобиля-буксировщика, штатные зеркала заднего вида становятся бесполезными. Решить эту проблему можно установкой дополнительных легкосъемных зеркал на длинных кронштейнах. Даже в самом благоустроенном прицепе людей возить запрещено. Стоит ли напоминать о том, что в прицепе все должно быть надежно закреплено. Перебитая посуда, банка с вытекшим томатным соком, сбившиеся в углу тапочки и куртки, может быть, напомнят повседневную обстановку городской квартиры, но ничего, кроме лишних хлопот, не принесут. Самые большие проблемы возникают при маневрировании задним ходом. Лучше этого избегать. Но если уж сложилась подобная ситуация, кто-то из членов экипажа  на время маневра обязательно должен стать штурманом и руководить процессом со стороны. Углы маневрирования должны быть не очень острые — если прицеп сложится, дышло помнет машину. Самая распространенная ошибка при маневрировании с прицепом задним ходом состоит в том, что водитель забывает контролировать положение передней части автомобиля, которая идет по большему радиусу и крылом задевает о препятствие. Перед дальней дорогой стоит потренироваться. С кемперами немного проще. Транспортного положения у него нет, и процесс жизнедеятельности ни на секунду не прекращается. Но поскольку водитель кемпера находится в непосредственной близости от пассажиров, попытка объехать ямку может привести к тому, что ему за шиворот  выльют  суп. Самая большая проблема у водителя кемпера в том, что он может недооценить габариты своей машины. После низкого городского автомобиля, заезжая, предположим, в лесную глушь, можно  запросто  снести  крышу.
Несколько слов о шинах. В США шины, предназначенные для трейлеров и кемперов, имеют специальную маркировку — буквы ST (Special Trailer) перед обозначением размерности, например, ST225/75R15. Условия работы шин на прицепах и кемперах отличаются от их обычной эксплуатации на легковых автомобилях. Во-первых, прицепы большую часть времени простаивают, а когда приходят в движение, на улице обычно бывает жарко и шины испытывают максимальные нагрузки. Шины со временем трескаются, особенно их боковины, и при больших нагрузках это может стать опасным. Раз в 5 лет их предписано менять. Необходимо строго соблюдать рекомендованное давление. При этом надо учитывать, что нагрузка на них может меняться в очень широких пределах в зависимости от загруженности кемпера. Если дача оснащена сдвоенными колесами, особенно внимательно надо следить за внутренними шинами, которые работают в более тяжелых условиях — сильнее нагреваются и испытывают большие нагрузки из-за кривизны дорожного полотна. От перестановки шин на легковых автомобилях весь мир давно отказался, но  на кемперах это стоит делать, конечно, если позволяют рисунок и размеры.
В облюбованном для отдыха месте устанавливайте прицеп или кемпер так, чтобы нагрузка распределялась равномерно. А при длительном хранении кемпера рекомендуется вывесить его на подставках, чтобы снять нагрузку на шины, иначе они могут деформироваться. Выбор подходящего автомобиля для буксировки прицепа или трейлера — тема отдельная.
***
Сейчас дач на колесах в нашей стране немного. Но традиции школьных походов, байдарочная молодость, путешествия «дикарем» к морю в  нас остаются. Надеемся, что на смену им придет цивилизованный автотуризм: выходишь из подъезда, садишься за руль и вместе с семьей и домашней утварью уезжаешь к морю.

Автор данной статьи мне не известен
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

 


SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal