Автор Тема: Потёмкинская лестница  (Прочитано 3131 раз)

0 Користувачів і 1 Гість переглядають цю тему.

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21039
  • Поблагодарили: 976 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Потёмкинская лестница
« : 30-03-2010, 23:54:12 »
Материал цитирован с разрешения администрация сайта"100 уголков Украины"

На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней и десяти пролётов. Но изначально их было ровно двести, однако при расширении порта восемь ступеней были засыпаны и они, как утверждают старожилы, и поныне покоятся в глубине проезжей части.


Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — её основание (шириной 21,7 м) значительно шире верхней части (12,5 м), благодаря чему при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины на всём её протяжении.

Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки, кроме верхнего марша.


При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступеней.

Городу Одессе, находящемся на возвышении, нужен был доступ к расположенному у моря порту. На заре Одессы море подходило почти к самому обрыву будущего Приморского бульвара. Потом море «оттеснили» Приморская улица и портовые сооружения.


Спускались тогда к морю здесь так, как написал Пушкин в «Путешествии Онегина»: С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я.
Уже после отъезда Пушкина из Одессы на склоне появились деревянные лестницы.

   

Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Светлейший князь Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елизавете, и она стоила ему в те времена 800 тысяч рублей. Лестница построена «на том месте, где была тропинка», как утверждал одесский старожил Михаил Дерибас.

Под стать архитектурному совершенству конструкция лестницы, в основном разработанная инженером Уптоном.
Подробно поведал о ней в письме из Одессы русский драматург А. Н. Островский: «С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на 10 уступов по 20 ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко». Этот эффект достигался за счет оптимального угла наклона лестницы и количества площадок, позволяющих пешеходу передохнуть.

Репортажная точность описания, сделанного А. Н. Островским, сегодня может вызвать сомнение лишь в количестве ступеней, которых сначала действительно было ровно двести, и лестница спускалась чуть ли не к самому морю.

Впоследствии терассирование склонов «замаскировало» конструкцию лестницы, и со стороны фуникулера она кажется уложенной по пологому склону, будто «широкое расстеленное полотнище», как отметил украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий.

Всемирно известной она стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступеням лестницы. Вскоре после выхода фильма поэт Николай Асеев в очерке «Как снимался фильм «Броненосец „Потёмкин“»» утверждал, что «одесская лестница… не забудется зрителями».


Детская коляска, пущенная по лестнице ассистентами великого режиссёра, прокатилась по экранам всего мира, а ставшая широко известной лестница начала называться Потемкинской.


И литераторы, которые писали о ней, нередко уже отталкивались от событий, изображенных в фильме, подменяя историческую реальность вымыслом Эйзенштейна.

История и кинематограф навсегда связали Гигантскую лестницу с мятежным броненосцем «Потёмкин».

Лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом.

В современной литературе приводят разные названия: Портовая, Бульварная, Большая, Гигантская, Воронцовская, которые будто бы имела Лестница в прошлом. Но это не подтверждается первоисточниками. Название ‘Потемкинская’ стало официальным только после войны, в 50-х годах. До этого какое-то время официальным названием было «Приморская лестница», о чем свидетельствует сохранившаяся до настоящего времени чугунная табличка, удостоверяющая статус лестницы как памятника архитектуры.


Рядом с лестницей действует фуникулёр, соединяющий Приморскую улицу с Приморским бульваром. Он был построен в 1902 году, а в 1970-х годах заменён эскалатором. После поломки эскалатора в 1990-х годах, городскими властями было принято решение постороить новый фуникулёр, который был открыт 2 сентября 2005 года в честь 211-й годовщины со дня основания Одессы.
Фуникулёр состоит из двух вагонов, разместиться в каждом могут 12 человек. Время в пути составляет 1 минуту 10 секунд.


По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing e tv, Потемкинская лестница вошла под шестым номером в десятку самых красивых лестниц в Европе.
Ежегодно по ней проводится забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования составляет 22,8 секунды. А каждое 2 сентября проводится концерт в честь Дня рождения города!Потёмкинская лестница превращается в большую трибуну, на которой размещаются как горожане, так и гости города, которые прибыли посмотреть действо с участием многих звёзд шоу-бизнеса…

Прибывая на теплоходе в Одессу, невозможно не увидеть «восьмое чудо света» – Потёмкинскую лестницу!
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

 


SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal