Автор Тема: Устройство защиты АКБ от глубокого разряда.  (Прочитано 31525 раз)

0 Користувачів і 1 Гість переглядають цю тему.

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Нашел в инете, может кому пригодится. Текст размещен без редактирования

Устройство защиты аккумуляторной батареи от глубокого разряда "УЗАБ".

Автор - Александр Давыдов.
Участник Конкурса "Поздравь Кота по-человечески 2009"
Опубликовано 16.08.2009

Всем доброго времени суток. Отдельно приветствую тех, кого заинтересовала эта статья. Данное творение вышло из под лап скромнейшего кота ... в соавторстве с уважаемым котом ... и несравненной нашей кошечкой ... . Речь в этой статье пойдет об устройстве защиты аккумуляторной батареи от глубокого разряда, которое далее будем называть УЗАБ.
УЗАБ предназначен для предотвращения глубокого разряда аккумуляторных батарей, который автоматически отключает нагрузку при уменьшении напряжения батареи до минимально допустимого значения. Конструктивные решения позволяют использовать УЗАБ везде, где используются кислотные или щелочные батареи, где отсутствует постоянный контроль за состоянием аккумуляторов, то есть там, где важно обеспечить предотвращение необратимых процессов, связанных с глубоким разрядом.
Вас заинтересовала эта идея? Не спешите! Еще несколько маленьких отступлений, перед тем, как я опишу саму схему. Идея создания такого устройства возникла давно. Первый, кто заговорил об этом, был ... . Он собрал преобразователь для длительного автономного питания своего ноутбука от автомобильного аккумулятора. Но преобразователь не отключался при снижении напряжения ниже 10В, а продолжал работать и разряжать аккумулятор.
С одной стороны это хорошо - дольше хватает времени работы от аккумулятора. А с другой стороны - для аккумулятора крайне нежелателен разряд ниже порогового для него напряжения в 10В. Часто приходилось периодически контролировать напряжение на клеммах аккумулятора с помощью цифрового мультиметра, что очень неудобно, а если недосмотришь, то и аккумулятор придется скоро поменять из-за глубокой разрядки.
В связи с этим, ваш покорный кот ... и уважаемый ... начали поиски подходящего УЗАБ для этой цели. Перелопатив немало информации в Интернете и не найдя ничего подходящего я поделился данной проблемой с уважаемой ... И о чудо! Она предложила оригинальное включение операционного усилителя OP07 как компаратора совместно со стабилизатором 78L05.
Ниже схема из первоисточника.
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Обсудив данную схему с ... , мы решили ее немного доработать, внеся некоторые сервисные функции управления и индикации. Результатом наших творческих изысканий явилась эта схема:
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
После сборки схема прошла тестовые испытания, которые закончились великолепно. Рассмотрим имеющиеся сервисные функции в схеме:
1) Индикация пониженного напряжения питания. При снижении напряжения до 10,5 В загорается светодиод.
2) При снижении напряжения до 10,0 В происходит полное отключение нагрузки и схемы контроля от аккумулятора.
3) Благодаря подстроечным резисторам, напряжения срабатывания компараторов можно регулировать для конкретных типов аккумуляторов.
4) После аварийного отключения повторное включение возможно при напряжении выше 11,0 В, нажатием на кнопку "ON".
5) Если есть необходимость отключить нагрузку вручную, достаточно нажать кнопку "OFF".
6) Полезное преимущество - защита от переполюсовки (не соблюдения полярности) при подключении к аккумулятору. В этом случае УЗАБ и подключенное устройство просто не включатся.
Преимущество предложенного решения с использованием реле трудно сравнить с простейшей защитой - включением в обратной полярности мощного диода, когда в случае неправильной полярности сгорит предохранитель. В данном случае ничего сгореть не может, так как элементарно не включится.

Допускается использование подстроечных резисторов любого номинала в диапазоне от 10 кОм до 100 кОм.
Стабилизатор напряжения 78L05 на напряжение стабилизации 5В. Можно применить любой другой аналогичный, например, КР142ЕН5А.
Транзистор КТ815 можно заменить на КТ817 или другой аналогичный соответствующей проводимости.
Диод можно использовать любой маломощный, способный выдержать ток обмотки реле. В нашем варианте использован 1N4007.
Светодиод любой, желательно красного цвета свечения. Мы использовали 5 мм красный светодиод. Можно использовать мигающий светодиод со встроенным генератором для лучшей визуализации. Измерения показали, что нет необходимости установки токоограничивающего резистора, т.к. напряжение на нем равно 2В, а ток ограничивается самим ОУ LM358N.
Реле JZC-20F на 10А 12В, возможно применение и других аналогичных реле.
Кнопки применены разных цветов, зеленая на включение, красная - на отключение.
А теперь и фото самого контроллера УЗАБ, которые любезно предоставлены уважаемым ... .
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Собранное без ошибок и из исправных деталей устройство начинает работать сразу, наладка заключается в установке нужных порогов напряжения зажигания светодиода и отключения реле. Как ранее говорилось, это устройство успешно используется совместно с преобразователем для ноутбука, которые смонтированы в единый корпус. Необходимо отметить предложение ... использовать данное схемное решение в автоматических зарядных устройствах, которые будут отключать цепь зарядки аккумулятора при достижении порогового уровня напряжения. На наш взгляд, нам есть над чем поработать!

Печатная плата в формате SL 5.0. во вложенном файле
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Я собственно чего разместил эту тему. Удобная штуковина для автономки.

PS Да и с холодильника своего если викину защиту АКБ, а подключать буду через эту схему, то на сколько должен дольше работать холодильник, если холодильник отключается при 11,8 вольт - а через эту тему отключится при 10 вольтах  :ah:
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

poputchik

  • Гість
как-то раньше протормозил и не заметил этой темы :bn:
Коля, спасибо, для наших нужд очень полезный девайс! В инете аналогичного добра вдоволь, но здесь своё, родное.  Надо задуматься над изготовлением :bw:
 

Оффлайн AlexYan

  • Повідомлень: 1487
  • Репутація: +11/-0
  • Iм'я: Aleksandr
  • Звідки Ви: Ukraine, Kiev
  • Яка у Вас техніка: Дикий сарайчик и "Холидэй" фургончик ;)
Да там по сути можно и "на вису" все собрать, просто насверлив отверстия в диэлектрической пластинке нужного размера. Ну это на случай, если кого-то травление платы напугает  :ah:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два правила запомни для начала:
Что лучше голодать, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
 

Оффлайн vladomir

  • Повідомлень: 2
  • Репутація: +0/-0
  • Iм'я: Влад
  • Звідки Ви: Питер
  • Яка у Вас техніка: Sony
По моему один большой минус этой схемы - в рабочем режиме сама потребляет существенный ток на удержание реле. Часть энергии акб. тратится впустую.
 

poputchik

  • Гість
Сколько там то реле потребляет......максимум 100мА??? При нормальном аккумуляторе это ничтожно мало
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Ни чего нет идеального  :bk: всегда приходиться чем-то жертвовать
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн vladomir

  • Повідомлень: 2
  • Репутація: +0/-0
  • Iм'я: Влад
  • Звідки Ви: Питер
  • Яка у Вас техніка: Sony
Посмотрел внимательно ещё раз, думаю эта схема не будет работать правильно. У всех схем такого назначения, есть время задержки на включение по напряжению, а проще - гистерезис. Так вот в этой схеме его нет совсем. Акб. отключается, сразу происходит нарастание напряжения на нем и схема снова включается. И так до бесконечности... Нужно добавить в операционник положительную обратную связь.

Сколько там то реле потребляет......максимум 100мА??? При нормальном аккумуляторе это ничтожно мало

Все относительно. Смотря для питания какой схемы применять, а то получится, что нагрузка потребляет меньше, чем эта приблуда...  :ab:

После сборки схема прошла тестовые испытания, которые закончились великолепно.

Уверен, что автор не испытывал эту схему с аккумулятором и нагрузкой в реальных условиях (почему ? См. выше).
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
А ни кто из наших не пробовал собрать такую схему? Или подскажите готовое решение? :ah:
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн Санёк.

  • Повідомлень: 641
  • Поблагодарили: 1 раз(а)
  • Репутація: +10/-0
  • Iм'я: Александр.
  • Звідки Ви: УКРАИНА. г. Белая Церковь.
  • Яка у Вас техніка: ВАЗ 2107 караван делаю сам.
А ни кто из наших не пробовал собрать такую схему? Или подскажите готовое решение? :ah:
БЛОК МОНИТОРА ЗАРЯДКИ АКУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 12V COOLPOWER WAECO M-50U

Монитор зарядки для 12-вольтовых акумуляторных батарей.

Акумулятор никогда не разрядится: монитор напряжения встроен в поставку кабеля для универсального 12-вольтового холодильника с прикуривателя в качестве вывода. Автоматическое отключение при низком напряжении батареи и включении при нормальном напряжении. Статус отображается светодиодами.

Технические характеристики:

Отключение напряжения: при 11,6 вольт постоянного тока
Включение в напряжении: при 12,8 вольт постоянного тока
Текущий счет:  5 А макс.
Качественные характеристики:  Статус считывания с помощью светодиодов, готовые для подключения к прикуривателю
Испытание знака:  TUV / GS, электронной, официально утвержденного на 2006/28/EC (Automotive директива EMC)
Пункт назначения: Напряжение монитор 12 вольт 5 А

Бери от жизни все что можно все что прекрасно и светло ведь жизнь на жизнь не перемножить, а дважды жить не суждено. Тел. 067 296 80 70. Вся жизнь ДОРОГА, и у каждого из нас есть свой ангел хранитель... но летает он со скоростью не более 100 км/час...
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Слабовато  :bk: 5 А... маловато будет. нужно где-то до 20 А.
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн Grey

  • Повідомлень: 12
  • Репутація: +9/-0
  • Iм'я: Михайло
  • Звідки Ви: Івано-Франківськ
  • Яка у Вас техніка: Rexton vs Peugeot BoxerIII +10-ний намет
Замовили для мене 2шт. УРА-200 з Росії... приїдуть - відпишу чи дійсно все так чудесно  :bs:
З.І. Зараз другий акум підключений через 50А реле до "першого" (спрацьовує коли генератор починає давати струм), недолік даного рішення - реле сильно нагрівається, тому вирішив спробувати готове рішення.
 

 


SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal