Чаще всего новые автомобили не оснащаются системой электропроводки специально для прицепа-дачи. Далее описываются основные шаги по полноценному подключению жилого прицепа к электропроводке автомобиля.
Раньше все было проще. Что же касается электропроводки современных автомобилей, она стала значительно сложнее, и сложнее стало в ней разобраться. Раньше многие потребители тока даже в автомобилях высокого класса имели свою собственную проводку, автономное подключение и управление, а теперь ситуация изменилась.
При аналоговой системе управления потребителями тока, при поиске дефекта или ремонте приходится возиться со жгутами проводов чуть ли не в руку толщиной. В современные же автомобили устанавливаются сложнейшие цифровые устройства. Десятки электронных блоков управления соединяются между собою тонкими шинами передачи данных, автоматически управляя и контролируя сами себя, и, конечно, вверенные им потребители тока.
Если в классическом варианте, например, стоп-сигналы включаются с помощью выключателя на главном тормозном цилиндре или на педали тормоза, от которых к задней части кузова тянутся отдельные медные провода питания, то в системах на основе шин передачи данных все сигналы передаются по одному каналу, и каждое устройство распознает лишь ему предназначенный и специально закодированный сигнал. Блок управления стоп-сигналами получает по общей шине цифровой код от датчика на педали тормоза – и незамедлительно включает «стопы»…
Преимущество такой новой системы в том, что вместо множества отдельных проводов к поворотникам, габаритам, противотуманным фонарям и сигналам заднего хода применяется единый блок управления этими потребителями тока (или хотя бы частью их). Этот блок управления способен включать нужные потребители автоматически, контролировать их работу, а также отключать их при ненадобности, снижая в итоге общее потребление тока в автомобиле, а как результат - и расход топлива, а также обеспечивая максимальный ток от аккумулятора на стартере при пуске двигателя..
Автопроизводители критически относятся ко всем внешним потребителям тока, которые конструктивно не предусмотрены в системе электроснабжения автомобиля.
Почему контакты 9 и 10 резко бывают подключены
Автопроизводители критически относятся ко всем внешним потребителям тока, которые конструктивно не предусмотрены в системе электроснабжения автомобиля.
Мобильные телефоны, ноутбуки, мини-холодильники – все, что подключается в гнездо прикуривателя – относятся к мелким потребителям тока. А вот жилой автоприцеп, освещенный снаружи и внутри, да к тому же с собственным аккумулятором и включенным 12-вольтовым холодильником – это с точки зрения энергоснабжения, уже серьезно.
Фактически, производители снимают с себя ответственность за исправную работу систем автомобиля при подключении таких крупных внешних потребителей, потребность которых в электричестве нельзя с точностью учесть при проектировании конструкции. Поэтому в стандартной комплектации контакт 10 13-штырькового разъема для прицепа, используемый для подключения аккумулятора или холодильника прицеп дачи, очень редко бывает подключенным к системе энергоснабжения автомобиля.
То же самое относится и к контакту 9, используемому для подключения постоянных внешних 12-вольтовых потребителей тока. Он соединяется либо с зажиганием, либо с системой управления бортовой сетью, что при автоматическом отключении может оказывать влияние на системы стабилизации прицепа, такие как ATC, IDC или LEAS. Причина в том, что в таких автомобилях данные от системы стабилизации прицепа (ESP) передаются через последовательную шину.
Подключение контактов 9 и 10 к бортовой сети
Самый распространенный случай можно рассмотреть на примере Ford Kuga: здесь контакт 9 отключен от бортовой сети. На других автомобилях эта проблема решается аналогично.
От аккумулятора протягивается гибкий медный провод сечением минимум 2 мм2, со включенным в него предохранителем на 20 ампер. Лучше всего, если провод будет к тому же заключен в дополнительную защитную оболочку и хорошо закреплен на днище автомобиля. Этот провод выводится назад и подключается к разъему 9. Если вы хотите подключить также контакт 10, потребуется провод уже сечением 4 мм2, а также разделительное реле, управляемое генератором, подключаемое согласно прилагаемой к нему схеме.
Посредством отключения цепи последовательного питания в разъеме можно обойти систему бортового контроля автомобиля. При этом целесообразно установить в прицеп даче вольтметр, либо контроллер для аккумулятора (например, Calira BW 35), который по вашей просьбе может быть настроен самим производителем на напряжение отключения при пуске двигателя 12,3 В.
13-штырьковый разъем для прицепа:
нередко назначение контактов расшифровывается на крышке разъема.
1) Левый поворотник
2) Противотуманный фонарь
3) Масса 1
4) Правый поворотник
5) Правый габарит
6) Стоп-сигнал
7) Левый габарит
8) Фонарь заднего хода
9) Плюсовой контакт для постоянных потребителей
10) Коммутируемое напряжение зарядки (аккумулятора прицепа)
11) Не подключен
12) Не подключен
13) Масса 2