Автор Тема: Аккумуляторы и все про них.  (Прочитано 80783 раз)

0 Користувачів і 1 Гість переглядають цю тему.

Оффлайн ГарикTTT

  • Повідомлень: 8033
  • Поблагодарили: 178 раз(а)
  • Репутація: +94/-0
  • Iм'я: Игорь
  • Звідки Ви: Украина, Донецкая обл., Краматорск
  • Яка у Вас техніка: OPEL Combo+X-Trail +Скиф2М, Knaus Toy
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #600 : 22-11-2022, 07:52:01 »
Неси АКБ на балкон, там же испарения, нельзя в помещении
Я вас умоляю... В современном "необслуживаемом" акб испарений практически нет. Да и вообще для получения ощутимых испарений это надо его стартерным током разряжать и на 20А заряжать...
Думать надо головой, любить - сердцем, чувствовать - задницей.
И, самое главное, ничего при этом не перепутать...
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21042
  • Поблагодарили: 980 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #601 : 22-11-2022, 10:38:00 »
Акб в мене стоіть не на зарядці, а на зберегані, тому якщо там і є струм, то дуже малий, щоб не було саморозрядження.
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн valerii

Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #602 : 22-11-2022, 11:45:19 »
В современных стартерных аккумуляторах, сбоку вверху, есть специальное отверстие, которое первоначально закрыто пробочкой и в которое, при установке в бусе, вставляется газоотводная трубка, через которую газы выводятся наружу за корпус авто. Николай посмотрите, может и в вашем аккумуляторе это есть. У меня в бусе аккумулятор это фирмы, там такая пробка была.
 

Оффлайн ingener100

  • Повідомлень: 1749
  • Поблагодарили: 115 раз(а)
  • Репутація: +7/-0
  • Iм'я: Денис
  • Звідки Ви: Полтава
  • Яка у Вас техніка: WV Passat и куча мотлоха.
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #603 : 22-11-2022, 15:20:51 »
Там обслуживаемый АКБ, Есть акб, которые можно в салоне ставить, либо под сидением, но они дороже, типа Bosh Silver, но обычный вдруг замкнет, даже при маленьком токе будет кипеть! Как говорится бережоного ....
 

Оффлайн valerii

Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #604 : 22-11-2022, 18:48:13 »
У Николая аккумулятор, запорожской фирмы "АКБ Мастер", у меня подобный аккумулятор, только на 100Ач. Мой аккумулятор  оборудован газоотводом.
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21042
  • Поблагодарили: 980 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #605 : 22-11-2022, 19:44:07 »
Нормальний акумулятор. Стоїть собі тихенько в коридорі. У мене поки що не разу не було відключення світла (дай Бог не на каркати), тому тримаю на будь-який пожежний АКБ зі Скіфа і світло з причепа теж додому притяг, все одно ні куди з причепом не виїжджаю взимку...  :ag: Та й по моєму я єдиний хто цього року зі Скіфом їздив...  :ag:
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21042
  • Поблагодарили: 980 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #606 : 16-12-2023, 17:02:44 »
Останнім часом все більше дивлюся у бік таких саморобних збірок АКБ.  Правда 7 А замало, а ось від 60 А якраз
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн Nomadbolt

  • Модератор
  • Повідомлень: 279
  • Поблагодарили: 76 раз(а)
  • Репутація: +0/-1
  • Iм'я: Сергей
  • Звідки Ви: Одесса
  • Яка у Вас техніка: Volvo V70
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #607 : 16-12-2023, 19:45:54 »
ладно, я подключусь и постараюсь дать максимально развернутый ответ.
у нас есть условно два типа акб, которые сейчас используются в бытовых сферах:
1. свинцовые - то есть то что у нас в машине установлено
2. литиевые - LiPo, LiIon, LiFePo4, и прочие более редкие варианты - типа литийтитаната и прочего
и есть все остальное. туда мы отнесем NiMH. их вообще вычеркиваем, как устаревшее барахло, не подходящее для сборки в виде большого количества геморняка и большого количества минусов (типа быстрый саморазряд на холоде или нереальная цена)

для того чтобы "условно грамотно" собрать сборку, нам нужно поставить самому себе техзадание:
- как часто
- как много
- для каких целей

дав себе ответы на эти вопросы мы сами сузим круг вариантов до фактически одного.

- как часто
если нам нужно редко и немного - идем в Эпицентр, там покупаем свинцовый необслуживаемый акб нужной емкости, и не старадаем ерундой. единственный недостаток в сравнении с литиевыми АКБ только в том, что во время зарядки свинцового акб нам нужно ограничивать количество тока (амперы) на уровне 10% от емкости АКБ. то есть, любой полностью разряженный акб нам нужно заряжать 10 часов. аксиома. все остальное ведет к сокращению емкости и циклов заряд-разрядов нашего акб.
всякие литиевые АКБ не столь чувствительны к току зарядки. да, Конечно, были клиенты которые приходили в магазин и говорили "я на Ютубе видел как липошный аккум заряжали за час, и все было хорошо". ответ был у меня один - вы никогда не знаете сколько емкости потерял акб после такой зарядки, и сколько циклов заряд-разряда потерял данный акб. зато люди на ютубе которые снимали этот ролик набили себе кучу просмотров и заработали на этих просмотрах денег. я лично стараюсь не заряжать литиевые акб током больше 30% от емкости во избежание перегрева акб. перегрев акб ведет к росту внутреннего сопротивления АКБ, что неизбежно ворует нашу емкость.

тут нужно уже сделать отступление в тексте. таких отступлений будет много, потому что есть множество технических нюансов, которые мы будем принимать во внимание при рассмотрении вопроса из разряда "вот хочу себе собрать АКБ".
самое главное правило - никакой АКБ нельзя разряжать в НОЛЬ ВОЛЬТ
полностью разряженный АКб - это нижний вольтаж который можно использовать без вреда для акб. для автомобильного свинцового акб это 10-10.5 вольт, для липо - 3.3-3.5вольт, для лифепо4 - 3 вольта. это цифры навскидку по памяти, если что-то собираете, нужно уточнять всю информацию трижды как минимум в интернете.


итак, возвращаемся к обсуждению тока зарядки нашего акб
- если акб надо использовать часто, и заряжать где придется, сколько придется и как придется - литиевые сборки однозначно выигрывают по скорости заряда. проигрывают, правда по цене. но в условиях блекаута длительностью в неделю - очень даже выручает. тут уже задаешься вопросом "а сколько стоит мой комфорт?"
- если акб нужно использовать от случая к случаю и есть достаточное количество времени на зарядку между использованиями - однозначно свинец выигрывает в цене. купите акб такой емкости как у вас в машине стоит, зарядку к нему максимум 10а если это 100ач акб, зарядите и поставьте "на полочку" в отапливаемом помещении. на крайний случай если в вашем автомобиле неожиданно сдохнет акб - вы сможете использовать ваш резервный. поверьте - вы себя в тот момент поблагодарите за такую предусмотрительность.

вроде разобрались с вопросом "как часто", да? думаю, можно двигаться дальше
Среди немыслимых побед цивилизации мы одиноки, как карась в канализации...
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Nikki, valerii, Spalax, Саня 73

Оффлайн Nomadbolt

  • Модератор
  • Повідомлень: 279
  • Поблагодарили: 76 раз(а)
  • Репутація: +0/-1
  • Iм'я: Сергей
  • Звідки Ви: Одесса
  • Яка у Вас техніка: Volvo V70
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #608 : 16-12-2023, 20:11:18 »
теперь дадим себе ответ на вопрос "как много"
здесь нам нужно считать как много емкости нужно нашему будущему АКБ, то есть сколько нам нужно АмперЧасов
если нам нужно что-то маленькое, типа на подстраховку как большой повербанк - ну, тогда подойдет например 12в 7-9 ампер часов. такое счастье стоит в обычных компьютерных бесперебойниках (ИБП, он же УПС, он же UPS). единственный нюанс что стоят они там обычно мертвые, если только это не новый компьютерный бесперебойник. с приходом прошлой осени и массированых ударов по нашим электромагистралям все дружно подоставали с балконов мертвые ИБП и побежали в ремонт или за новыми АКб. обычно штатно в большинстве компьютерных вариантов стоит 12в7а, иногда 12в 3.5а АКБ. со временем производители АКБ начали делать 12в9а с таким же наружным размером как и 12в7а, так что если есть ограничение по месту - лучше взять 9а. 

отступление номер два - аккумуляторы достаточно разные. даже в рамках одного номинала есть варианты с большой токоотдачей, и с низкой  токоотдачей. с высокой токоотдачей обычно идут тяговые АКб, они могут выдать заявленные амперчасы при большой нагрузке - пример электросамокат. с низкой токоотдачей акб стоят дешевле, это к примеру акб для систем видеонаблюдения, где потребление около 0.5 ампер в час, и если такой слабенький по токоотдаче акб12в7ач поставить в самокат, он выдаст всего 2-5 аЧ. все остальное он потратит на нагрев себя любимого. если же мы наоборот, возьмем большой тяжелый тяговый акб 12 в 7ач на токоотдачу в 0.5 ампера в час, то он вполне может выдать гораздо больше заявленной емкости. это из моих личных замеров и замеров моих клиентов. самое интересное что в использовании в качестве источника бесперебойного питания лучше использовать как раз тяговые АКБ, а не самые простенькие обычные, так как по опыту, компьютер высаживает бесперебойник за считанные минуты, вызывая сумасшедшую токоотдачу у АКб.
такую же ситуацию можно наблюдать с 18650 акб - если порыться в каталоге Самсунга, то акб 18650 с бОльшей токоотдачей обычно будут иметь меньшую заявленную емкость. все упирается в физический размер данной батареи.


возвращаемся к обдумыванию вопроса "как много".
тут желательно иметь хоть какой-то опыт, чтобы можно было посчитать, на какую емкость ориентироваться. возможно 12в 50а будет оптимальным вариантом для первой самостоятельной сборки, если опыта нет никакого, а акб хочется.
конечно, в идеале нужно все считать - если такой "павербанк" нужен для обеспечения комфорта всей семьи во время блекаута, то нужно заложить туда потребление зарядок всех телефонов и планшетов, возможно ноутбука, возможно модемов интернета, если они поддерживают технологию GPON или любую другую технологию по оптиковолоконному кабелю, который сможет работать в условиях отсутствия света в вашем микрорайоне.
то есть грубо говоря, мы плюсуем все акб телефонов, планщетов, ноутбуков и потребителей которые нам нужны, умножаем на время нашего пребывания вечером дома, например от 16:00 до 22:00, то есть 6 часов, и переводим все это счастье на 12 вольт. плюс накидываем 20-30% на всякие потери зарядок, преобразователей и прочего.
к примеру я делал комплект из АКБ и 5 метров светодиодной ленты, как комплект аварийного света, и вся эта сборка была рассчитана на время использования около 10 часов. можно заложить и такой потребитель, как светодиодную ленту в рассчетах емкости АКБ. в конце-концов, все это только примеры, которые должны вам помочь посчитать "как много нужно мне этих самых амперчасов"
Среди немыслимых побед цивилизации мы одиноки, как карась в канализации...
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Nikki, valerii, Spalax, Саня 73

Оффлайн Nomadbolt

  • Модератор
  • Повідомлень: 279
  • Поблагодарили: 76 раз(а)
  • Репутація: +0/-1
  • Iм'я: Сергей
  • Звідки Ви: Одесса
  • Яка у Вас техніка: Volvo V70
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #609 : 16-12-2023, 21:36:30 »
теперь самый главный вопрос: " для каких целей"
без шуток, вопрос определяющий формат АКБ. давайте попробуем продумать некоторые варианты, для чего такой АКБ нужен:
- прикурить автомобиль с севшей батареей
- сделать свет в автодоме
- сделать кемпинговую батарею для выезда на природу
- сделать большой павербанк для обеспечения максимального числа задач.

попробуем по порядку разложить эти варианты, потому что конструктивно АКБ должен очень сильно отличаться друг от друга для разных задач. вы скажете "пффф, это же всего лишь АКБ, что там сложного то?" ну, нет. литиевая сборка это крайне непростая штука, и для разных задач сборки будут критично отличаться по внутрянке. я попытаюсь разложить все максимально просто, чтобы было понятно каждому, но не исключаю что что-то пропущу

1. прикурить автомобиль с севшей батареей.
я не разбирал свежие бустеры\джампстартеры, но я разобрал один старый, и там был внутри самый обычный свинцовый акб на 12в7ач. таких у меня было два, и второй исправно запускал, к примеру, 5 цилиндровый 2.4 бензиновый двигатель с севшей акб. 12в7ач. впечатляет, да? меня впечатлило
фото для примера

особенно хорошо когда такая балалайка со встроенным компрессором внутри, что позволяет пойти накачать колесо в стоящем в неудобном месте прицепе, или машине, или велосипеде, или придумайте сами. опыта житейского у всех много)
внутри такого бустера было не сильно много деталей - зарядка этого акб, сам акб, встроенный светодиодный фонарь, да достаточно мощный выключатель на плюсовую клемму крокодилов. если бы мне нужно было бы только прикуривать другие автомобили - я бы купил свинцовый тяговый акб на 20-30 ампер, какие в электросамокатах используются, и не заморачивался)
плюсы использования свинцового акб для прикривания другого авто - простота и цена
минусы - нужно иметь зарядку соответствующей мощности, вес, габариты
джамп стартеры на литиевых батареях я не разбирал, и, если честно, не мерял каким амперажом и вольтажом они прикуривают подсевший акб до остояния "запуска мотора стартером"
фото для примера

но если мы говорим о самостоятельной сборке такого АКБ, то либо нам нужен акб емкостью 30-40АЧ при вольтаже 12в, либо нам нужно делать копию бустера, который можно купить в магазине
плюсы литиевой сборки - технологичность, скорость зарядки, компактность, вес. скорее всего наличие встроенной зарядки, и портов USB для зарядки гаджетов. фактически - большой павербанк с прямыми силовыми выходами
минусы литиевой сборки - цена и отсутствие грамотной информации о постройке такой сборки. если собирать сборку своими руками максимально качественно, то получим цену изделия гораздо выше чем купить что-то похожее с магазина. при чем надежность изделия с магазина -  это что-то сродни игре в рулетку. такая себе китайкая рулетка.

2. сделать свет в автодоме
сразу хочу заметить, что в автодомах преимущественно используется 220 вольт, а значит нужна сборка, которая будет работать в паре с инвертором-преобразователем с 12в в 220в (или 24в-220в, или 48в-220в)

отступление номер три
когда я работал на фирме с этим всем счастьем - преобразователями, бесперебойниками, и конечно же, литиевыми сборками, у нас уже тогда не было в продаже преобразователей 12-220вольт мощностью выше двух киловатт. по ряду преобразовывать более выгодно с 24 вольт или даже 48 вольт, чем с 12, так как потери гораздо меньше, а кпд выше. просто соединяем 12 вольт акб последовательно и получаем 24 или 48 вольт.
но не все так просто. в каждой "сборке" из последовательно подключенных акб неизбежно будет расти разность вольтажжей в каждой отдельно взятой из последовательно подключенных батарей, даже если это батареи одного производителями, одной модели и даже из одной партии.
это называется разбалансировка, и с этим нужно бороться, так как именно она выведет из строя всю сборку просто за время использования батареи в автодоме. к этому я вернусь позже, а сейчас мы запоминаем, что скорее всего одним акб мы для автодома с большим количеством потребителей не обойдемся, даже 12в 200 ач


на самом деле там очень большой количество нюансов и подводных камней.

особенности сборки литиевых акб я вынесу в отдельное сообщение, а пока просто отталкиваясь от своего опыта просто сделаю короткое резюме:
плюсы свинцовых акб для автодома - цена
минусы свинцовых акб для автодома - количество циклов заряд\разрядов (у свинцовых гелевых акб количество циклов больше, но и цена выще в полтора-два раза), большое время на возобновление зарядки и физически большие габариты и вес подобных акб
плюсы литиевых сборок - быстрая зарядка, большое количество циклов заряд-разряда, более стабильная токоотдача, компактность и вес, более высокая технологичность, возможность собрать сборку для нестандартного размещения в месте неправильной формы
минусы литиевых сборок - цена, отстутствие качественных комплектующих для самостоятельной сборки, отсутствие качественной информации о сборке, отсутствие квалифицированного персонала который продаст на 200% подходящий вам продукт хорошего качества, сложности в обслуживании, и самостоятельной сборке.

подытожу своим субьективным мнением - да, за литием будущее. но у нас оно еще не наступило.


буду разбивать текст на небольшие куски - так и читать легче, и расписывать проще.
Среди немыслимых побед цивилизации мы одиноки, как карась в канализации...
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Nikki, valerii, Spalax, Саня 73

Оффлайн Nomadbolt

  • Модератор
  • Повідомлень: 279
  • Поблагодарили: 76 раз(а)
  • Репутація: +0/-1
  • Iм'я: Сергей
  • Звідки Ви: Одесса
  • Яка у Вас техніка: Volvo V70
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #610 : 16-12-2023, 22:49:52 »
продолжим
3. если нам нужно сделать кемпинговую батарею

что такое "кемпинговая батарея"? это некий аккумулятор, который днем от чего-то заряжается, например от солнечной панели, а вечером он отдает накопленное на освещение кемпинга\лагеря, зарядку гаджетов и других потребителей. у меня на такой батарее днем еще висел автохолодильник. соответственно, при однодневной вылазке, он заряжается заблаговременно, и не заряжается до возвращения домой. представляет из себя большой павербанк с дополнительным выходом 12 вольт на светодиодные ленты или другие лампы\потребители или обычный свинцовый акб с дополнительными зарядками USB. рассчетная емкость (субьективная) при 12вольтах - 50-100 ач.
лично моя рекомендация укомплектовать любой акб, используемый для этих целей протейшим контроллером разряда акб, который автоматически при понижении вольтажа до заранее выставленного значения отключит потребители ото аккамулятора во избежание его критического разряда.
пример - вы сидите с ночевкой на речке, пьете пиво, потом водку, потом владелец света ушел спать, оставив АКБ на совесть друзей, которые ни сном ни духом про какой-то вольтаж, который вредный для этого типа акб, и к утру получаем несколько сильно пьяных человек и акб в глубоком разряде. дабы избежать подобных ситуаций, рекомендую поручить это дело автоматике

например вот: https://prom.ua/p1191045118-kontroller-razryada-akkumulyatornoj.html
самый главный вопрос - свинцовый акб или литиевая сборка? прощеи дешевле, конечно, свинцовый акб . но он тяжелее и скорее всего больше. литиевая батарея будет компактнее, возможно в одном корпусе со всем зарядками и контроллерами, никаких проводов  - такой себе экофлоу домашнего изготовления, только без 220 вольт. заряжаться она будет быстрее, скомпоновать можно под себя вообще любой формы и любого размера.

стандартно - рассмотрим плюсы и минусы
плюсы свинцовой батареи - простота и дешевизна, возможность использовать как резервный акб для автомобиля, легко подзарядить в дороге от работающего двигателя
минусы свинцовой батареи - длительная зарядка, вес, отсутствие возможностей по подгонке под свои задачи
плюсы литиевой сборки - компактность и гибкость в сборке. возможность создания под конкретную задачу, возможность доукомплектовать в любое время необходимыми аксессуарами. более быстрая зарядка
минусы литиевой сборки - цена, необходимость иметь дополнительную зарядку от автомобиля, сложность в изготовлении

фактически на одной чаше весов у нас простота, на другой - универсальность и индивидуальность


4. сделать большой павербанк для обеспечения максимального числа задач.
самый сложный и одновременно самый интересный вариант.
чем он отличается от кемпинговой батареи? отсутствием границ в проектировании. построить что-то прям сильно универсальное на базе свинцового АКБ можно, но компактность (по моему личному опыту, а мы такое пробовали делать для ЗСУ) будет сильно страдать.
что можно установить внутрь такого большого павербанка? все что угодно. зарядки для телефона, ноутбука, все что необходимо для автономной работы или отдыха, или наоборот, для обеспечения електричеством и портативным источником света жилье в условиях блекаута.

давайте рассмотрим "окопный вариант"
12в 50ач литиевая сборка, 4 порта USB, один автомобильный обычный прикуриватель, для нестандартных зарядок, к примеру навигатора Гармин, разьем для зарядки от 220 вольт, которая идет в комплекте, и прямые выходы на клеммы, от которых можно по необходимости прикурить легковой автомобиль. ничего лишнего, все влагозащищенное и герметичное, в пластиковом корпусе для обычного автомобильного акб с тканевым чехлом сверху. для зарядки используется бмс, но выводы на клеммы - прямые. все зарядки и прикуриватели - так же через бмс для предотвращения глубокого разряда АКБ.

или давайте рассмотрим "домашний вариант"
12в75ач литиевая сборка, 4 порта USB, два разьема для подключения модема (медиаконвертера) и wiFiроутера, переходник для прямой зарядки ноутбука с dc-dc преобразователем, настроенным на нужный вольтаж, выход 12в на подключение светодиодной ленты, зарядка для батареи встроенная в корпус и подключается к розетке с помощью кабеля от принтера.
фактически - домашний гражданский, более стационарный вариант без возможности подключения мощных потребителей, но с регулируемыми по вольтажу выходами, который при необходимости  можно взять с собой и работать в другом месте.
можно такое исполнить на базе свинцового АКБ? конечно, можно, но будет тяжелее и большего размера. плюс все-таки в условиях непостоянного наличия электричества желательно иметь что-то, что можно зарядить от условного 0% до условных 100% не за 10 часов, а за 3-4 (без потери надежности, емкости и ресурса).

я думаю в этой ситуации даже не нужно раскладывать плюсы и минусы - все и так понятно.

следующей записью я постараюсь максимально подробно расписать про сборку на базей литиевых ячеек, но не так как это делают на ютубе - "вот посмотрите как все просто", а наоборот - со всеми подводными камнями и максимально возможно встречающимися проблемами, которые вас могут ожидать на пути к большому литиевому аккамулятору
Среди немыслимых побед цивилизации мы одиноки, как карась в канализации...
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Nikki, valerii, Spalax, Саня 73

Оффлайн Nomadbolt

  • Модератор
  • Повідомлень: 279
  • Поблагодарили: 76 раз(а)
  • Репутація: +0/-1
  • Iм'я: Сергей
  • Звідки Ви: Одесса
  • Яка у Вас техніка: Volvo V70
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #611 : 17-12-2023, 00:21:40 »
давайте представим что вы решили собрать себе литиевый аккамулятор своей мечты. чтобы были все зарядки в нем и все что только можно.
все посчитали, прикинули все возможные варианты подключения потребителей, и определились, что вам 12 вольт и 50 амперчасов - самое то, что доктор прописал. как нам его собрать? в первую очередь нам нужны ячейки.

ячейками называются отдельные банки аккамуляторов.

но тут сложность - какие ячейки выбрать? есть разные аккумуляторы - липо и лифепо4.
в первую очередь нужно отталкиваться от того, что вы можете купить. нету смысла гоняться именно за липо, если вся сборка лифепо4 станет на выходе таких же денег, а комплектующие найти под лифепо4 гораздо проще
например здесь:
https://prom.ua/Lifepo4-yachejki;wholesale.html
да, у лифепо4 ниже вольтаж чем у липо, и нужно будет 4 ячейки на 12 вольт, а не 3 ячейки, как у липо, но у лифепо4 есть другое преимущество - более ровная токоотдача, это значит вольтаж будет падать медленнее на протяжении рабочего цикла в сравнении с липо и в сравнении со свинцом.
опять же, никто не будет пытаться сварить батарею на 12 вольт и 50 ампер из аккамуляторов 18650, потому что на это нужно использовать около 80-100 качественных аккамуляторов, при чем одинаковых по ряду параметров. это сложно, трудоемко и бессмысленно, проще покупать ячейки лифепо по 50ач

четыре такие ячейки - и у вас 12 вольт 50ач аккамулятор фактически готов. нужно добавить только 3 алюминиевые перемычки и все скрутить вместе.

на самом деле все немного сложнее
во первых я крайне рекомендую покупать ячейки с торчащими из них шпильками, которые приварены, это более удобный вариант чем нарезанная в площадках резьба. точнее не удобный, а более надежный
учитывая что вы будете делать первую в своей жизни такую сборку - вы обязательно решите что-то переделать в процессе. шпильки - удобнее.
во - вторых - когда мы собирали "на потоке" десятки таких сборок в день, мы брали необходимое количество ячеек, который обычно приходят заряженные всего на 30%, скручивали их длинными шинами параллельно по 40-60 штук в кучу, и все заряжали до одинакового вольтажа, после чего ставили на отстой на денек. после этого мы выбирали ячейки с максимально близким вольтажом друг к другу, обычно не более 0.1 вольт, и их собирали в одну сборку. то есть подбор у нас был достаточно тщательный. после того как ячейка, снятая с зарядки, постоит - у нее падает вольтаж, и у ячеек с разным внутренним сопротивлением через один день будет сильно вольтаж отличаться. если собрать сборку на разных ячейках - у них будет расти дисбаланс, а это крайне плохо. позже обязательно расскажу почему


на самом деле в ютубе есть достаточно много видео, которые более или менее подробно показывают процесс скручивания всего этого в кучу, поэтому что как прикручивать я рассказывать не буду. лучше остановлюсь подробнее на технических подробностях.

очень интересная и важная в батарее штука - БМС (BMS - battery management system).
грубо говоря она не дает слишком сильно переразрядиться батарее и не дает слишком сильно перезарядиться. но вот беда - вы соединяете ячейки последовательно, а бмс-у нужно постоянно отслеживать вольтаж каждой из ячеек, чтобы по достижению хоть одной из них отключить батарею от потребителей. для этого у БМС есть "хвост" из проводов, которыми он подключается ко всем ячейкам

соответственно BMS 4s это бмс, который работает с 4мя ячейками, 8с, 16, 32с и так далее - соответсвенно с таким количеством ячеек.
обычно мы устанавливаем бмс в разрез минусового силового кабеля между ячейками и клеммой выхода на потребители, потому он служит своеобразным выключателем. внутри у него очень много мосфетов, которые параллельно открываются для прохождения тока через плату.
так же бмс имеет обозначение в амперах - сколько он может через себя пропустить.
например бмс 4с 50\25 может выдать на разрядке 50 ампер, а на зарядке он может через себя пропустить только 25 ампер. правда, на моей практике мы случайно подавали бОльше тока на бмс, например бмс 50\25 случайно был подключен к нагрузке около 70ампер, и  при этом не сгорел и не ограничил ток, он не умеет ограничивать ток, но при этом нагрелся до деформации пластиковой части корпуса. поэтому лучше бмс брать с запасом по амперам согласно вашего техзадания, а не "впритык".

еще важно учитывать что есть разные БМС. есть без балансировки, пассивные и активные.
бмс без балансировки встречается чаще всего и является только выключателем для всей батареи, всей сборки. он не ровняет вольтаж каждой из ячеек.
бмс пассивного типа является выключателем сборки и балансирует ваши ячейки в то время пока происходит  зарядка, то есть батарея подключена к зарядке.
бмс активного типа ровняет вольтаж постоянно, "перекачивая" из самой заряженной ячейки вольтаж в самую разряженную. у нее есть недостаток - стоящая на хранении батарея, не подключенная к зарядке, может сама себя разрядить до критически глубокого разряда, пытаясь выровнять саму себя.

в идеале найти пассивный бмс, но, к сожалению, низкая квалификация многих продавцов, нежелание разбираться в собственном товаре, и желание втюхать вам что попало, лишь бы заработать, может привести к тому, что вам продадут БМС без балансировки под видом пассивной бмс. я акцентирую на этом внимание потому что когда я их искал, мне за пол года в Украине в наличии не попалось ни одной чеcтной пассивной бмс с нужными мне параметрами,  как же сейчас обстоят с ними дела - я уже не владею информацией.

давайте разберемся, чем это грозит?
это грозит разбалансировкой. для того чтобы понять как это происходит - нужно понять "химию процесса".
возьмем к примеру сборку из четырех ячеек лифепо4. вы все перед сборкой зарядили до 3.65 вольт (это максимальное значение каждой из ячеек типа лифепо4), например, специально для этого дела купленной зарядкой для ячеек лифепо4.
после того как вы 30 раз зарядили и разрядили вашу батарею у вас начинает прыгать вольтаж на ячейках. например вы поставили всю сборку на ячейку, и у вас одна ячейка быстрее всех поднялась до 3.65вольт, а остальные дозарядились только до 3.63 вольт.
что дальше  происходит? бмс видит что одна из ячеек заряжена, и во избежание перезаряда и перегрева отключает всю сборку от зарядки. и у нас одна ячейка заряжена, а три остальные нет. вы подключаете нагрузку, и высаживаете батарею полностью (то есть до отключения бмс), но в момент выключения у вас только одна ячейка разрядилась ровно до 3.00 вольт, остальные оказались разряжены только, к примеру, до 3.01 и 3.02. это только начало использования, потому дисбаланс настолько маленький. но это если у вас хорошие дорогие ячейки, например фирмы Катл. если ячейки у вас дешевенькие, то разлет будет у вас не 0.01 вольта, а уже 0.1 вольта. а еще через 30 циклов, у вас разлет по ячейкам уже будет 0.2 вольта.
то есть у вас в диапазоне между 3.00 и 3.65 будет выпадать на разности вольтажа в 0.2 - около 30% емкости всей сборки, потому что БМС отключит сборку по самой заряженой ячейке, а отключит по самой разряженой. самая заряженная не будет успевать разряжаться, а самая разряженная не будет успевать нормально зарядиться. и вот насколько у вас самая разряженная ячейка успела зарядиться - вот вам и будет фактическая емкость батареи, которую даст вам использовать ваш бмс.
бмс отключает всю сборку по самой разряженной ячейке, поэтому какую бы вы классную сборку не сделали - вы сможете вынуть из всего аккумулятора емкость равную самой слабенькой из ячеек.
я не могу сказать что хранить недозаряженную ячейку это очень плохо. на самом деле нет. можно сказать что каждая по отдельности ячейка в батарее не страдает, потому что литиевые аккумуляторы обычно хранят согласно рекомендациям производителей заряженную только на 75%.

да, действительно, согласно рекомендациям лучше хранить такую батарею не полностью заряженной, а всего на 75%, потому "зарядить полностью и поставить на полочку" для лифепо4 - не самая идеальная ситуация для хранения

проблема в другом - батарея теряет свою емкость с каждым циклом заряда\разряда. ее можно вполне себе оживить, если заново отбалансировать, то есть проследить чтобы каждая из ячеек была заряжено до 3.65 вольт.
сделать это можно банально открыв батарею и с помощью зарядного устройства типа Imax B6 в режиме балансировки "дотянуть" каждую из ячеек до полной зарядки. к сожалению это не самая мощная зарядка такого типа, и на балансировку, возможно, уйдут сутки-двое, но, согласитесь - это не самая высокая цена.

грубо говоря мы с вами собрали батарею - у нас есть ячейки, у нас есть БМС, который следит за зарядкой и разрядкой всей сборки, корпус вы уже как-то придумаете с чего сделать, осталось навешать внутри корпуса необходимые зарядки для телефонов, возможно поместить внутрь сразу зарядку для вашей батареи, добавить выходы на освещение, возможно встроить регулируемый контроллер напряжения и силы тока по типу buck-boost, который позволит вам за несколько секунд настроить вольтаж и ампераж для нового устройства, будь то зарядка 18650 аккумуляторов, фонарика или ноутбука - решать вам


но, теперь нам нужна зарядка соответствующей мощности.. и не блок питания, а именно зарядное устройство. соответственно нам нужно зарядное устройства именно для лифепо4 под сборку 4s, то есть для сборки из 4 ячеек.
если у нас сборка имеет емкость 50ач - значит можно ее заряжать зарядкой для лифепо4, 4с, с маркировкой 12вольт 10-20ампер.
пример: https://logicpower.ua/zaryadnye-ustroystva-dlya-lifepo4-akkumulyatorov/zaryadnoe-ustroystvo-dlya-akkumulyatorov-lifepo4-12v-14-6v-10a-120w

безусловно - только вам решать какую зарядку по амперажу использовать, к чьим советам и рекомендациям прислушиваться, лично я рекомендовал бы ограничиться на цифре 20-30% от емкости литиевой батареи и 10% от емкости свинцовой.
то есть литиевую 100ач батарею мы заряжаем током 20-30 ампер в час, а свинцовую только током 10 ампер в час.

на что я еще хотел бы обратить внимание - будьте предельно аккуратны, когда скручиваете ячейки вместе. не поскупитесь на прокладочный диэлектрический материал, который вы положите между ячейками, проверьте все несколько раз, не уроните на сборку ключ или головку, которыми вы все это скручиваете,  снимите с пальцев перстни и кольца перед работой, помните - токоотдача лифепо4 сборки всего на 12в 50ач достаточно высокая, чтобы примотать к плюсовому проводу батареи электрод и сварить ним не сильно толстый металл, поэтому шутить с висящими проводами и плохой изоляцией я крайне не рекомендую.
будьте аккуратны, если не хотите иметь шрамы от ожогов на месте обручальных колец (как я, например, или другие мои бывшие коллеги).

и кстати, я не рекомендую использовать сборку лифепо4 вместо основного автомобильного аккумулятора, потому что вам будет сложно найти подходящий для этих целей бмс, а на взорванный акб я уже имел возможность посмотреть.

да, я по прежнему считаю что будущее за литиевыми батареями, но пока это будущее еще окончательно не наступило.
Среди немыслимых побед цивилизации мы одиноки, как карась в канализации...
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Nikki, ГарикTTT, valerii, Spalax, Саня 73

Оффлайн matizavr

  • Повідомлень: 1346
  • Поблагодарили: 81 раз(а)
  • Репутація: +8/-0
  • Iм'я: николай
  • Звідки Ви: украина кривой рог
  • Яка у Вас техніка: матиз ,скиф м1
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #612 : 17-12-2023, 22:29:39 »
трактат про акумулятори-академічний, :bv:,автору-респект!
не важно-куда ехать,важно-с кем...
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Nomadbolt

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21042
  • Поблагодарили: 980 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #613 : 19-12-2023, 10:10:17 »
Добрался я до компьютера, на телефоне не удобно набирать...
Изучив такой трактат автора, за что ему огромный респект :az: По раскинув чего хочется собрать:
ВОТ: 12 Вольт, 40-60 А/ч, с быстрой зарядкой, минимальным саморазрядом, не боящегося глубокого разряда и легким весом. Т.к. тарахтеть генератором по 10 часов на природе не очень то и удобно. Так же когда уезжаешь в экспедиции, то во время переезда (от 3 до 6 часов) должен успевать заряжаться это чудо инженерной мысли!!! :ag:
Понятное дело, что прямо сейчас я его покупать не буду, но зная чего мне нужно, можно потихоньку заказывать детали

Кстати такую плату купил,


но еще не распаковывал :ah:
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн Nomadbolt

  • Модератор
  • Повідомлень: 279
  • Поблагодарили: 76 раз(а)
  • Репутація: +0/-1
  • Iм'я: Сергей
  • Звідки Ви: Одесса
  • Яка у Вас техніка: Volvo V70
Re: Аккумуляторы и все про них.
« Відповідь #614 : 19-12-2023, 12:44:54 »
Ну давай оттолкнемся от физических данных, которые мы не сможем изменить:
Вес - ячейки мы легче сделать не можем. Вес ячейки зависит напрямую от ёмкости. Лёгкие ячейки = маленькая ёмкость, так что в твоих интересах чтобы аккум не был прям сильно лёгкий. Кстати вес=ёмкость очень хорошо просматривается на примере аккамуляторов 18650. Там прям сильно разница ощущается)
Минимальный саморазряд - если ты берешь хорошие ячейки, у них будет минимальный саморазряд. Но он не может отсутствовать полностью. Что может давать саморазряд всей сборки - так это навеска. Рекомендую купить простой БМС, без балансировки, а для балансировки заказать потом активный балансир с Bluetooth, держать его дома и подсоединять только в сервисном режиме для поддержки раз в несколько месяцев, или раз в месяц при активном пользовании. Так и вес сохранишь, и балансировка будет доступна по необходимости.
Не боящийся глубокого разряда - ну тут физику не на#бешь, все они боятся глубокого разряда, но для этого у тебя будет стоять БМС, который просто отключит твой АКБ от потребителей. Ну или можно попробовать заморочиться с литиево-титанатными ячейками, но там другие вольтажы, кажется ещё ниже чем в лифепо4, и тема не сильно мной изучена, так как я в руках их держал буквально несколько раз. Но имхо - овчинка выделки НЕ стоит.
Зарядка во время переезда - обновлю информацию, так как только что появилась возможность посовещаться на тему зарядки литиевой сборки от автомобиля со своим бывшим шефом, нач отдела по сборке лития с моей старой работы, и он порекомендовал не экспериментировать с зарядкой лития напрямую, так как энергоемкость в плане потребления тока во время заряда у литиевой батареи сумасшедшая - она будет брать к себе в ёмкость все, что выдаст генератор автомобиля 60-80 ампер в час для 50ач батареи вполне реальное значение для зарядки. Проблема в том что это не полезно ни для батареи, ни для бмс, ни для генератора автомобиля.
Потому нам нужно найти способ дать литиевой сборке только 15ампер в режиме зарядки (если мы говорим о 12вольт 50а/ч)
У нас есть три варианта:
1. DC-dc cc cv преобразователь на 15 ампер, который будет брать столько сколько нужно с борт сети и при этом давать ровный ток и вольтаж батарее (но тут надо ещё чуть заморочиться чтобы подобрать вариант)
2. Взять обычную 220 вольт зарядку для лифепо4
на 4 ячейки  мощностью 15а и подключить в инвертор во время переезда с места на место.
3. Искать автомобильную зарядку для лифепо4 пол 4 ячейки на 15а.
Пока такие мысли
Среди немыслимых побед цивилизации мы одиноки, как карась в канализации...
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Nikki, valerii, Саня 73

 


SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal