Газовое оборудование автодомов и прицеп дач советы и предостережения вопросы и ответы!
Газ – надежный и безопасный источник энергии, если им правильно пользоваться. Далее указываются самые важные моменты при работе с газовым оборудованием.
Измерение герметичности под давлением (опрессовка) насосом с манометром – важнейшая часть периодической проверки газового оборудования.
Фото 1
Правильно установленное автомобильное газовое оборудование не представляет опасности. Опасность возникает только при неправильном использовании и обслуживании, неквалифицированном ремонте или переделке газового оборудования, а так же при пренебрежении периодическими проверками.
Фото 2
В автодомах и прицеп дачах используются пропан и бутан. Эти газы сжижаются при сильном сжатии. Примерно 260 литров пропана или 220 литров бутана можно сжать в один литр сжиженного газа. В отличие от горючих жидкостей, таких как бензин, без давления, в свободном состоянии пропан и бутан мгновенно испаряются. Вытекающий газ имеет характерный запах, который долго сохраняется в плохо проветриваемых помещениях.
Это признак опасности: газовоздушная смесь воспламеняется при концентрации газа от 2 до 10 процентов.
Газовые баллоны заполняются сжиженным газом лишь на часть своего объема. Примерно 80% объема баллона занимает сам сжиженный газ, так называемая жидкая фаза. В остальном объеме, над жидкой фазой, располагается газообразная фаза, в которую газ переходит из жидкости. Газовые баллоны подвергаются проверке каждые 10 лет – на степень износа и герметичность. Срок следующей проверки на пяти- одиннадцати и двадцати семи килограммовых баллонах указывается на специально отведенном месте.
Для четкой и равномерной подачи газа служит регулятор давления – газовый редуктор. Он уменьшает давление до номинального. Большинство автодомов и прицеп дач работают с давлением 30 миллибар. На некоторых старых моделях номинальным является давление 50 миллибар.
Все компоненты системы подачи газа должны быть чистыми и не перегибаться, во избежание нарушения работы и повреждений.
Фото 3
Сжиженный газ, используемый на автотранспортных средствах, классифицируется как опасный груз. В Германии его применение регламентируется Правилами использования опасных грузов по автодорогам (GGVS). В марте 1996 его использование, ранее уже распространившееся вопреки правилам, было легализовано. Теперь разрешается перевозка одного подключенного к системе и одного запасного баллона без специального разрешения, ранее выдававшегося согласно GGVS.
Особое значение в Европе имеет соблюдение двухлетнего цикла периодических проверок газового оборудования, которые осуществляются уполномоченными на то специализированными организациями. Основой проверки является измерение герметичности под давлением (опрессовка) оборудования с помощью насоса с манометром. Однако также необходим визуальный осмотр и испытание работы всех подключенных к системе устройств-потребителей газа. Например, если пламя кухонной горелки слишком большое и горизонтальное, это свидетельствует о неисправности регулятора давления (газового редуктора). Повышенное давление отрицательно воздействует на оборудование. Если же пламя слишком маленькое и имеет оранжевый цвет, это свидетельствует о нехватке воздуха в смеси (неисправность головки горелки). Кроме того, каждый раз должна проверяться работа автоматики безопасности. Кроме того, необходимо контролировать состав продуктов сгорания. В старых алюминиевых каминах в результате коррозии могут возникать утечки. В регулярной проверке нуждаются и все газопроводные шланги, трубки и вентили. И, конечно же, первостепенное значение имеет прочность и надежность всех соединений, производимое согласно предписаниям, защита магистралей, проходящих под полом автодома и прицеп дачи, а также правильное и легкодоступное расположение вентилей аварийного отключения подачи газа.
Вопросы караванеров и ответы Европейских специалистов по газовому оборудованию1. Какой газ заправляют в обычные баллоны?- Смесь, состоящую из минимум 95 процентов пропана и максимум 5 процентов метана в Европе, в России этот показатель может отличаться.
2. Подходят ли соединения регуляторов давления ко всем европейским газовым баллонам?- Нет, однако существуют переходники для подключения баллонов производства других стран, а также для наполнения немецких баллонов.
3. Можно ли не отключать после использования баллон, в котором осталось мало газа?- Нет, остатки жидкого газа могут попасть в систему и вызвать возгорание.
4. Можно ли с помощью переходника наполнять маленькие баллоны из большого?- Нет, газовые баллоны должны заполняться на станции при строгом контроле объема, чтобы над жидкой фазой оставалась достаточная по объему «подушка безопасности» в виде газообразной фазы. При ее отсутствии или недостаточном объеме баллон может взорваться.
5. Можно ли заменить регулятор давления на 50 миллибар регулятором на 30 миллибар?- Нет, в таком случае необходимо менять всю систему газового оборудования.
6. Можно ли поменять короткий шланг газового баллона на длинный?- Нет, для подсоединения к баллону должны использоваться только шланги длиной 30 или 40 сантиметров, с соответствующим знаком технической проверки.
7. Как распознать неисправность газового регулятора давления?- По желтому пламени горелки или по чрезмерно сильному пламени.
8. Можно ли подключать к газовому оборудованию автодома или прицеп дачи синие баллоны для газовых установок Camping Gaz?- Да, однако обязательно необходимо использовать для этого вентиль экстренного отключения подачи газа, устанавливаемый между баллоном с газом и регулятором давления.
9. Необходимо ли в Германии заменять старые газовые системы на 50 миллибар более распространенными в Европе системами на 30 миллибар?- Нет, поскольку автодома и прицеп дачи с газовым оборудованием на 50 миллибар также подлежат страхованию имущества.