За океаном умеют придать жизни лоск и романтику, покрыв ее солидным слоем хрома, никеля и полированным металлом, затем накрыв все это налетом дорожной пыли и заправив как следует запахом бензина. Американцы любят спасать мир и обожают путешествовать. Тема дороги хорошо раскрыта в американской литературе, в кино, ну и, конечно, в самой жизни американца. Поэтому не стоит удивляться, что караванинг вАмерике не имеет ничего общего с европейским. Он там свой…
В Америке любят все большое, и всем хорошо известно, что американские машины при схожих с европейскими автомобилями салонах будут все равно больше и массивней в габаритах и весе. За океаном никогда не разменивались по мелочам на то, чтобы сделать машину компактной и легкой, но при этом просторной и уютной внутри. Это удел японцев и во вторую очередь — европейцев. Именно поэтому дома на колесах, выпускаемые за океаном, пропитаны духом свободы от протектора шин до кончика антенны на крыше: они огромные, тяжелые и внутри напоминают президентский номер в пятизвездочном отеле. Увы, утащить такие дома может далеко не каждый автомобиль — в этом также суть американской идеи.
В Америке существует три вида прицепов-дач для автомобилей. В Европе — это караваны, отличающиеся по длине, высоте и ширине. В Штатах — это трейлеры (trailers), отличающиеся размерами, способами крепления, уровнями безопасности при движении и степенью функциональности. Насчет «трейлеров» нет повода удивляться, ведь те же пикапы в Америке называются trucks — грузовики. Итак, для американских грузовиков существуют три типа американских трейлеров: TravelTrailer, FifthwheelTravelTrailers и TentTrailer или FoldingCampingTrailer.
Космополитические прицепы-дачиНаверное, самое близкое нам понятие — TravelTrailer. Это обычные прицепы-дачи, форма и конструкция которых нам хорошо знакома по европейским брендам. Единственное, что отличает в этом классе американцев от европейцев — это дизайн.
Например, известная на весь мир компания Airstream выпускает трейлеры, корпус которых выполнен из полированного алюминия, как первый Porsche 356. Вечная конструкция! При этом выглядит на миллион долларов. Только представьте, как этот ослепляющий кузов в стиле OceanBreez, затонированный на 100%, поднимая за собой пыль хайвеев, пересекает всю Америку, вися на фаркопе мощного FordTaurus.
Американцы живут в трейлерах, проводят в них много времени и относятся к своим убежищам, как к способу самовыражения.
Планировка типичного прицепа для одной небольшой семьи
Да, да! Именно легкового автомобиля. Для этого американцы и ввели так называемый легкий класс трейлеров. Они могут достигать в размерах от трех до десяти метров. Это, если можно так выразиться, простенький тип прицепа-дачи, созданный ради снижения затрат человека, желающего быть караванером. Чтобы таскать за собой TravelTrailer не нужно иметь грузовик и можно экономить на топливе. Пара автомобиль-трейлер весьма аэродинамична и динамична. Но сами американцы такие прицепы не очень любят. Во-первых, за их обыденность (исключение составляют прицепы Airstream). Во-вторых, американцы считают, что длинный прицеп не безопасен. Учитывая тот факт, что за океаном люди попросту помешаны на безопасности, их очень волнует данная сторона медали. Чтобы трейлер невозмутимо шел за автомобилем, водителю нужно быть всегда начеку, при загрузке нужно следить за балансом веса между носом и кормой. И потом сама база автомобиля должна соответствовать базе прицепа. Слишком много «но», как вы понимаете, не для Штатов. Большим спросом там пользуются более «ковбойские» штуки типа FifthwheelTravel Trailers.
Ковбойские штучкиЭто сложно для перевода, но смысл в том, что роль пятого колеса играет седло, установленное в кузове пикапа… ой, простите, грузовика. Собственно, если посмотреть на фотографии, то картина становится ясна. Чтобы понять, почему именно этот способ американцы считают лучшим, представьте автопоезд. Американский автопоезд. Это какой-нибудь Mack с двухметровым капотом и трехметровой кабиной, который тащит за собой полуприцеп, длинна которого не намного больше, чем длина тягача. Помните, как в «Конвое» с Крисом Кристоферсоном? Это неповоротливые создания, зато очень комфортные, надежные и устойчивые на дороге. Та же схема работает в Fifthwheel Travel Trailers. Фактически пикап — это седельный тягач. Караван — полуприцеп. Вот уже более, чем сто лет в Америке Fifthwheel Travel Trailers выпускаются и пользуются популярностью. Почему? Безопасность и грузоподъемность (читай комфортабельность) — вот два ответа.
Американские прицепы дачи отличаются от европейских лишь тем, что в них можно жить на ПМЖ
Как только вы цепляете за седло полуприцеп, 20% его веса передаются на переднюю ось тягача, что, согласитесь, лучше, нежели когда значительная часть от общей массы прицепа передается лишь на заднюю ось. Соответственно, в Fifthwheel Travel Trailers можно перевозить больше груза. Почему безопасность? Потому что при такой схеме полуприцеп практически не подвержен поперечной раскачке: часть массы прицепа уходит на заднюю ось, часть — на переднюю, таким образом получается, что обе оси тягача загружены. Конечно, неравномерно, и передняя ось загружена меньше, чем задняя. Это в любом случае отрицательно влияет на управляемость автомобиля. Однако когда прицеп висит на фаркопе, передняя ось практически разгружена, и центр тяжести автомобиля смещен на зад, — вот самая неблагоприятная для комфортабельного вождения ситуация. Потому как она и есть причина возможных поперечных раскачиваний и отсутствия реактивной реакции на руле.
В Штатах цена на эти мастодонты колеблется от 12 980 $ до 10 5000 $. Все дело в размерах прицепа, из которых вытекает уровень его комфортабельности. Есть прицепы весом три с половиной тонны, а есть — под восемь тонн. Есть маленькие, которые люди используют для путешествий. В их конструкцию заложено все необходимое, как то: спальня, душ, туалет, телевизор… В передней части трейлера, которая нависает над кузовом пикапа, установлена огромная кровать kingsize. Однако есть прицепы, длина которых достигает 12 метров. Это большие трейлеры, предлагающие максимум жилого пространства и комфорта. Многие американцы покупают такие, чтобы жить в них постоянно. В большинстве этих громадин встроены три комнаты, некоторые из которых могут как бы «выезжать» за пределы габаритов кузова — так называемые выдвижные комнаты.
Тут вам и кабинет для работы, и детская, и кухня, и гостиная, и спальня… Короче, это настоящий дом без каких либо оговорок. Единственное, такие тяжелые трейлеры могут тащить лишь самые «мясистые» заднеприводные тягачи или же специальные medium-dutytrucks. Вообще, это единственный недостаток трейлера, за исключением, пожалуй, неповоротливости, высокого расхода топлива и низкой максимальной скорости. Выпуском «пятиколесников» занимаются многие компании в США. Среди них, Fleetwood, Forest River и другие.
Хотелось бы верить, что именно «пятиколесники» — национальная идея американского караванинга. Они классные, огромные, неповоротливые… висят на седле блестящего хромированного грузовика, мощность которого под стать лесовозу. Эдакий ковбойский вариант… Но нет.
Pop upsПожалуй, самой популярной темой в Америке является прицеп-палатка. Точнеев Штатах его как только ни называют: pop ups, fold downs, folding trailers, travel trailers, tent trailers…
В собраном состоянии прицеп напоминает... обычный прицеп для перевозки различного хлама
Но чтобы было понятнее — это прицеп, который в течение определенного, короткого времени, превращается в автодом. Внутри есть огромная кровать, стол, кухня и даже душ (!). Конечно, размеры не столь внушающие, если сравнивать с «пятиколесниками», зато это очень бюджетный вариант. С таким прицепом можно отправиться в тур по бездорожью. На площадке, когда корпус прицепа в сложенном состоянии, найдется место для квадрика или мотоцикла. Такой прицеп утащит любая легковушка. Зимой в нем, конечно, не заночуешь, а в остальном — отличная тема! Fleetwood — одна из самых известных компаний, которая занимается производством таких прицепов вот уже 40 лет. В ее линейке есть люксовые прицепы Americana, есть бюджетная серия Destiny и есть очень вместительный Evolution. Таким образом, на данном этапе развития караванинга в Америке можно выделить три типа прицепов. Самый бюджетный и доступный — прицеп-палатка. Самый дорогой и роскошный, воплотитель американской идеи, трейлер «пятое колесо». А также привычный нам прицеп-дача. Нам бы в России дороги пошире, бензин подешевле, налоги на мощность поменьше, и трейлеры с полуприцепами прижились бы у нас лучше, чем там, за океаном! Думаете, нет? Ну, дайте хоть помечтать…