Автор Тема: Холодильник автомобильный термоэлектрический ХАТЭ-12МУ2  (Прочитано 20680 раз)

0 Користувачів і 1 Гість переглядають цю тему.

Оффлайн ANRI

  • Повідомлень: 5978
  • Поблагодарили: 561 раз(а)
  • Репутація: +148/-0
  • Iм'я: Андрей
  • Звідки Ви: Харьков
  • Яка у Вас техніка: Sierra,Скиф,палатка,казан и СуПерПеЧкА
Процесс пошёл, а что получится из этого - не знаю :bn:. Было решено демонтировать родной вентилятор, потому что
гремит он громче, чем у меня двигатель в машине  :ap:. Вообще разбирать в этом холодильнике заводом ничего не предусмотрено, по исполнению этот холодильник - худший образец совкового ширпотреба. И не брался бы, но чисто спортивный интерес есть. Чтобы извлечь двигатель с крыльчатками - нужно всё ломать и крушить:









Вот извлечённые внутренности. Вал двигателя во втулках имеет значительный люфт, потому и шум.



Будем ставить новые вентиляторы. Об этом - отдельно.

На горячую сторону элемента Пельтье будем ставить высокопроизводительный и недешёвый SUNON PF70201V1-A99
70x70x20мм: 73,06м3/ч: 41,5дБА: Vapo мощностью 3.42 ватта.
Подойдут и вентиляторы размером 80x80, похожие, но только размером - используются в обдуве системного блока.
Но они, как правило, тихие и маломощные, с небольшой производительностью. Зачем нужен мощный - элемент пельтье имеет невысокий КПД и большая часть мощности выделяется на его горячей стороне. Вентилятор должен как можно лучше сдувать тепло с горячего радиатора наружу. Может быть такой вариант - два обычных вентилятора сложить в бутерброд.

На холодную сторону особо производительный не нужен, объём воздуха во внутреннем пространстве невелик,
а кроме того мощный вентилятор будет сам выделять слишком много тепла в холодильную камеру, что совсем не нужно. Ставим процессорный с АМД-шной материнки. Мощность - около ватта.

Крепим вентиляторы на пластмассовые пластины с отверстиями, а пластины клеим хорошим 3M-овским двухсторонним вспененным скотчем к пенопласту, предварительно вырезав в нем нужные проёмы. Держаться будет - не отдерёшь.
Потом еще переборками из пенопласта укрепим.

















Вырезаем из пенопласта детали и с помощью клея восстанавливаем разрушенные перегородки.
Пока подсыхает, а завтра будем ставить на место элемент Пельтье. Один, а не два, как мечталось  :bw:. Совсем один. Патамушта.

H2O — девиз не наш! Наш — C2H5OH!
 
050 590 89 сорок восемь
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Nikki

Оффлайн Павел-1

  • Повідомлень: 7373
  • Поблагодарили: 491 раз(а)
  • Репутація: +46/-0
  • Iм'я: Павел
  • Звідки Ви: Донецк Украина
  • Яка у Вас техніка: GWM Невядов126N СКИФ-много
Ждем продолжения! В гараже тоже такой холодильник имеется.   :ah:
ЛЮБЛЮ ЖИТЬ!!!

Тел. моб.   071 324 56 44    066 710 93 94
US8ILP
 

Оффлайн Sergey85700

  • Повідомлень: 3492
  • Поблагодарили: 70 раз(а)
  • Репутація: +62/-0
  • Iм'я: Сергей Наталия
  • Звідки Ви: Донецкая обл. г. Волноваха
  • Яка у Вас техніка: Ланос + палатки
Тоже интересует результат.  Есть автохолодильник на элементах Пельтье, работа которого мне совсем не нравится. интересно чем закончится переделка
Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.   (Иван Бунин)
050-976-85-03
 

Оффлайн Serg

Зря Вы коллега поломали весчь. :bn: Может лучше было сделать холодильник с нуля?
"Реальность - это всего лишь иллюзия, хотя и очень назойливая"
(с) А. Энштейн
 

Оффлайн ANRI

  • Повідомлень: 5978
  • Поблагодарили: 561 раз(а)
  • Репутація: +148/-0
  • Iм'я: Андрей
  • Звідки Ви: Харьков
  • Яка у Вас техніка: Sierra,Скиф,палатка,казан и СуПерПеЧкА
Зря Вы коллега поломали весчь.  Может лучше было сделать холодильник с нуля?


Ха, поломал... :aq:. Так это не я его поломал, он мне достался уже полностью не работающим.
А насчёт "весчизма" - так в чём она ? В советской аутентичности ? Так я его не в музей готовлю на полочку  :ap:.
У меня таких "весчей", но более качественных - полный чердак  :bf:.
Не хочу я точить новые втулки, менять щётки, чтобы оставить всё так, как было в оригинале. Может и элемент Пельтье выпилить напильником вместо родного 50-летней давности ?
У него корпус заклеен уже после того, как туда вставили все потроха и пенопласт. Если так разобраться - изделие не ремонтопригодное.
Проще на мусорку его выкинуть и всё.

А "с нуля" ? Так я и так много чего делаю "с нуля". Оно классно, конечно, надёжно, как для себя.
Но самому все делать с нуля - жизни не хватит.
H2O — девиз не наш! Наш — C2H5OH!
 
050 590 89 сорок восемь
 

Оффлайн ANRI

  • Повідомлень: 5978
  • Поблагодарили: 561 раз(а)
  • Репутація: +148/-0
  • Iм'я: Андрей
  • Звідки Ви: Харьков
  • Яка у Вас техніка: Sierra,Скиф,палатка,казан и СуПерПеЧкА
Апупея с лоходильником  :ap: продолжается. Рабочий столик олигарха приобрёл такой вид.
Можно распечатать и продавать картины в стиле "обсракционизм"  :ag::



Но ближе к теме. Для начала нужно точно определить, где у пельтьеровского элемента горячая сторона, а где холодная. Я кратковременно подключил его к источнику 5 вольт, пощупал пальцами и подписал:





Новый элемент тоньше старого, а геометрию хотелось бы сохранить. Вырезал из 4 мм алюминия  прокладку,
просверлил, нарезал резьбу и прикрутил ее винтами к холодному радиатору на невысыхающую термопасту КПТ-19.
Заодно и расстояние между радиаторами будет больше, что тоже важно.



Собираем бутерброд, радиаторы вокруг элемента изолируем пенопластом. Он нормально сминается, но усилие нужно контролировать и затягивать равномерно чтобы не сломать сам элемент. Не забываем про теплоизолирующие шайбы, а не металл к металлу:













Устанавливаем радиаторы на место, привинчиваем закладными шпильками. Контрим гайки лаком:





А теперь предстоит несложная, но длительная процедура - выклеить все воздушные каналы как требуется.
Выпросил на рыбной базе пустой ящик из-под морепродуктов.
Режем канцелярским ножом пенопласт, приклеиваем полоски по месту. Подробно описывать не буду, процесс простой, хоть и нудный. Основные требования:

1. Воздух из горячего контура не должен проникать в холодный.

2. Воздух от вентиляторов должен проходить через рёбра радиаторов, а не в обход.



















Заклеиваем герметично горячий отсек:



Теперо про уплотнительную резинку. Старая скукожилась и потеряла эластичность. На авторынке продаётся трубка из микропористой резины овального сечения, не знаю от чего. Стала как родная, даже вклеивать не надо. Из нее же вырезал полоску, намазал 88 клеем и вставил внутрь концов, теперь они соединены. Закрываем агрегатный отсек крышкой, уплотнения клеим самоклеющейся микропористой резиной:









Приступаем к испытаниям. Вот только от чего запитать холодильник, ведь потреблять он должен около 6 ампер ?
Взял какой-то компьютерный блок питания АТХ от старого компа. На раъёме, который идёт на материнку перемыкаем зелёный провод и чёрный (массу), иначе он не работает. К желтому проводу (12 вольт) подключаем плюс, а минус к чёрному:









В литровые бутылки налил воды, закрыл холодильник, внутрь зонд от электронного термометра, включаем.



Вентиляторы нормально шумят, температура падает. Измерил напряжение на выходе блока питания - 11.5 вольт.
Мало  :bu:. Измерил потребляемый ток - элемент Пельтье потребляет чуть больше трёх ампер. Характеристика у него нелинейная, т.е. на режим не выходит. Должен потреблять около шести. Надо бы напруги добавить, но это вправлять мозги блоку питания. Оставил так, сходил в магазин за пивком  :az: :ag:.

Итого. Окружающая температура больше 27. Охладилось оно почти до 15. Нормально, с учётом того, что элемент работает на полмощности. В машине должно быть нормально, всё же 14 лучше, чем 11.5  :ag:.
Если даже ещё на пару-тройку градусов охладит, то и ничего. У меня на кухне в холодильнике около плюс десяти. Кстати, правильно сделал, что поставил на горячий контур мощный вентилятор, ребра радиатора густые и продуваются плохо.

Что дальше - вставлю термометр в корпус холодильника. Нужно заделать коцнутый угол. Осколки есть, но думаю вплавить сеточку паяльником, зашпаклевать эпоксидкой, а потом освежить корпус белой акриловой краской.
Эпоксидные гуру, ау ! Как сделать шпаклёвку из смолы - с тальком размешать ? Где его брать, в аптеке ?
H2O — девиз не наш! Наш — C2H5OH!
 
050 590 89 сорок восемь
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Роман, Павел-1, Serg

Оффлайн Serg

Стесняюсь спросить, где такие жирные радиаторы валяются? :al:
"Реальность - это всего лишь иллюзия, хотя и очень назойливая"
(с) А. Энштейн
 

Оффлайн ANRI

  • Повідомлень: 5978
  • Поблагодарили: 561 раз(а)
  • Репутація: +148/-0
  • Iм'я: Андрей
  • Звідки Ви: Харьков
  • Яка у Вас техніка: Sierra,Скиф,палатка,казан и СуПерПеЧкА
В холодильнике ХАТЭ-12МУ2  :ag:. Это родные. Тогда не было технологий точного литья под давлением - они собраны из отдельных пластин, вставленных в пазы в алюминиевом основании, и скручены болтами. Сделано довольно топорно.
H2O — девиз не наш! Наш — C2H5OH!
 
050 590 89 сорок восемь
 

Оффлайн Sergey85700

  • Повідомлень: 3492
  • Поблагодарили: 70 раз(а)
  • Репутація: +62/-0
  • Iм'я: Сергей Наталия
  • Звідки Ви: Донецкая обл. г. Волноваха
  • Яка у Вас техніка: Ланос + палатки
Если в старых холодильниках радиаторы собирались из отдельных элементов, то получается что можно сделать большой радиатор нарезав пластинки из листового алюминия?
Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.   (Иван Бунин)
050-976-85-03
 

Оффлайн ANRI

  • Повідомлень: 5978
  • Поблагодарили: 561 раз(а)
  • Репутація: +148/-0
  • Iм'я: Андрей
  • Звідки Ви: Харьков
  • Яка у Вас техніка: Sierra,Скиф,палатка,казан и СуПерПеЧкА
Проще взять нормальный процессорный радиатор с кулером. Во всяком случае там аэродинамика лучше просчитана.
H2O — девиз не наш! Наш — C2H5OH!
 
050 590 89 сорок восемь
 

Оффлайн Serg

Просматривал на днях али. Оказывается китайцы делают микро компрессоры для фреона. 20-30вт. 12в. Может не нужно терять время на заведомо тупиковое решение? :bl: Есть уже готовые компрессор+радиатор, вся эта ботва на общей платформе. Типа пол-холодильника. Дальше капиллярка и охлаждай либо жидкость (пиво) либо воздух (продукты). То, что я делал себе из хлама, продается готовое решение. Правда цена больше сотки, в зависимости от мощи.
"Реальность - это всего лишь иллюзия, хотя и очень назойливая"
(с) А. Энштейн
 

Оффлайн ANRI

  • Повідомлень: 5978
  • Поблагодарили: 561 раз(а)
  • Репутація: +148/-0
  • Iм'я: Андрей
  • Звідки Ви: Харьков
  • Яка у Вас техніка: Sierra,Скиф,палатка,казан и СуПерПеЧкА
Решение не тупиковое, это просто термобокс для пива и перевозки будущего шашлыка к месту.
Микрокомпрессоры для фреона - это интересно.
Но каждый ли возьмется паять фреоновые трубки, заправлять оный в систему ?
Ещё я представляю себе качество этих микрокомпрессоров, наверняка сплошной пластик внутри.
Сейчас даже новые брендовые бытовые холодильники иной раз живут пяток лет и всё.
А мой старый "Донбасс" 70-х годов выпуска хоть снаружи и поржавел - но вполне рабочий. Я только в школу пошёл помню, когда его купили.

Восстановить этот холодильник - это был спортивный интерес. В принципе, как-то получилось, результат обычный.
Попробовал я его запитать от автомобильной сети. Вроде получше, минут за 15 он температуру понизил на 6 градусов, долго не проверял.
Но все равно, эти китайские элементы TEC1-12706, которых продаётся валом везде, как пирожков с картошкой - они так себе. До заявленных характеристик, даже по потреблению тока не дотягивают. Даже при работающем генераторе ток потребления не превышает 4 ампера, а вообще-то должно быть около 6.
Если более серьёзно заниматься термоэлектрикой - элементы нужно ставить другие, или мощнее - ТЕС1-12708 или 710 (как раз может вместо 8 или 10 ампер - шесть и получится  :ag:), а лучше искать более фирменный элемент, а не китайский ширпотреб. Я попробовал - получил то, что получил.
Может мой опыт окажется кому-то полезным.

Недавно смотрел на ОЛХ - продаётся готовый термоэлектрический шкафчик, чисто внешне сделан очень солидно, наверное куплен "там", просят трешку с хвостом. Но автор честно пишет - больше чем на дельту в 10-15 градусов не рассчитывайте, пользовался мало именно по этой причине, да и вентиляторы шумят.
H2O — девиз не наш! Наш — C2H5OH!
 
050 590 89 сорок восемь
 

Оффлайн Serg

Ты даже представить не можешь, насколько легко паяются медные трубки с кислородной горелкой и медно-фосфорными электродами. Такой адегезии к меди я еще не встречал. Пластик вовнутрь ты захош не поставишь. Вот инверторный компрессор (который перемотал на 12в) где там пластик можно впереть кроме катушек и маслоотделителя на входе? Якорь? пластик не будет работать, там постоянные магниты. Сердечник катушек? Шатун поршень? Нагрузки не те. Так что скорее всего тот компрессор уменьшенная копия этого.
Пысы. Компрессор б/у, а на цилиндре заводской хон как у нового!
"Реальность - это всего лишь иллюзия, хотя и очень назойливая"
(с) А. Энштейн
 

Оффлайн Sergey85700

  • Повідомлень: 3492
  • Поблагодарили: 70 раз(а)
  • Репутація: +62/-0
  • Iм'я: Сергей Наталия
  • Звідки Ви: Донецкая обл. г. Волноваха
  • Яка у Вас техніка: Ланос + палатки
Вот так вот посмотрю какую-нибудь тему... Класс! Думаю и я такое могу сделать.   Потом пару постов от ANRI и Serg, и все... нанотехнологии и развившийся комплекс неполноценности.  :bu: :bu: :bu:
Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.   (Иван Бунин)
050-976-85-03
 

Оффлайн Андрій

  • Повідомлень: 2881
  • Поблагодарили: 114 раз(а)
  • Репутація: +18/-0
  • Iм'я: Андрей
  • Звідки Ви: UA, Полтава
  • Яка у Вас техніка: Скиф+Astra+каяки
Вот так вот посмотрю какую-нибудь тему... Класс! Думаю и я такое могу сделать.   Потом пару постов от ANRI и Serg, и все... нанотехнологии и развившийся комплекс неполноценности.  :bu: :bu: :bu:

Не в бровь, а в глаз,  :be: вас хоть столярка выручает
все добре переймай, а зла уникай
 

 


SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal