Украинцев ставят на счетчик В правительстве занялись тотальным учетом энергоресурсов для населения
Через два года, с 1 января 2016го, централизованное водоснабжение обычным потребителям может осуществляться только при условии коммерческого учета его стоимости. А через три года, с 1 января 2017го, данная норма коснется тепловой энергии и горячего водоснабжения. Юридические лица получат отсрочку на один год.
Сразу разочарую жителей многоквартирных домов, имеющих внутридомовые счетчики на холодную и горячую воду или даже поквартирный счетчик учета тепла, — эти средства измерения не подпадают под определение «коммерческий учет», поэтому будут использоваться в «факультативном» режиме. Подавляющее большинство потребителей с момента принятия законопроекта «О коммерческом учете тепловой энергии, воды и водоотвода в сфере коммунальных услуг» начнут вести учет (а поставившие поквартирные счетчики — переучет) поновому.
На потребителей повесят миллиарды
Месяц назад Минрегионстрой разработало и обнародовало на своем сайте проект закона «О коммерческом учете тепловой энергии, воды и водоотвода в сфере коммунальных услуг». Основное и концептуальное нововведение в этом законопроекте — определение термина «потребители тепловой энергии, воды, водоотвода». Таковыми предлагается считать физических или юридических лиц — владельцев недвижимого имущества или лиц, уполномоченных управлять многоквартирными домами (а это ОСМД, ЖЭКи, управляющие компании), которые имеют отдельные инженерные вводы в центральные системы тепло, водоснабжения или водоотвода. А средства коммерческого учета тепла устанавливаются на границе балансовой (имущественной) принадлежности сетей.
Таким образом, коммерческим учетом считается учет энергоносителя и (или) воды на входе в многоквартирный дом, а не на входе в квартиру, как это происходит сейчас. Жители квартир, согласно этому законопроекту, считаются субпотребителями, то есть не являются участниками коммерческих отношений. Значит, поквартирные счетчики можно использовать только для распределения между жителями стоимости уже проданных дому воды и тепла.
С принятием нового закона все потери тепла и воды внутри дома перестают быть проблемой теплопоставщиков или водоканалов, а становятся проблемой самих жителей. Так правительство решает одну из задач обновленной «Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года».
По данным Минрегионстроя, почти из 175 тысяч украинских высоток подомовые счетчики холодной воды установлены только в 48 тыс. домов, горячей воды — в чуть более 8,5 тыс., приборы учета тепловой энергии и регуляторы температуры — только в 31% многоэтажек.
Всего для введения коммерческого учета тепла, холодной и горячей воды необходимо поставить почти 220 тыс. приборов учета. Стоимость счетчика на холодную воду, приведенная в пояснительной записке к законопроекту, составляет 3,5 тыс. грн, на горячую — 12 тыс. грн, на тепло — около 40 тыс. грн.
Общий объем средств, необходимых для установки такого количества счетчиков, правительственные чиновники оценили в 3,8 млрд грн. Кто должен заплатить эти миллиарды? Законопроект дает четкий ответ: «Обязанность по установке узлов коммерческого учета и их сохранности возлагается на потребителей».
Но это еще далеко не все. Разработчики законопроекта подсчитали только стоимость счетчиков, необходимых для жилых домов. А как относительно учета расходов в зданиях более 40 тыс. учреждений социальной сферы — это около 14 тыс. дошкольных заведений, почти 20 тыс. школ и свыше 6 тыс. больниц? По приблизительным подсчетам, это обойдется в 2 млрд грн дополнительно. Кто должен возместить эти затраты? Снова четкий ответ в законопроекте: «Органы местного самоуправления разрабатывают, утверждают и обеспечивают выполнение программ установки узлов коммерческого учета на объектах недвижимого имущества, находящихся в коммунальной собственности».
Однако и это еще не все. Законопроект предусматривает, что «владельцы (пользователи) земельных участков обязаны установить узлы коммерческого учета водоотвода, используемого для хозяйственнобытовых нужд, и вести отдельный учет воды». Итак, получаем еще десятки тысяч потребителей, обязанных установить счетчик на водоотвод, стоимости которого, в отличие от других счетчиков, чиновники не приводят даже приблизительно.
И в завершение нашей интересной арифметики — о стабильности финансовых потерь потребителей. Затраты на техническое обслуживание, периодическую проверку и ремонт средств измерения — также за их счет.
«А не будут брать, отключим…»
«Строгость украинских законов компенсируется необязательностью их выполнения». Не знаю, кто вывел эту интересную сентенцию, но, похоже, законотворцы тоже о ней слышали и учли. Законопроект определяет не только правовые, экономические и организационные принципы коммерческого учета, но и осуществление контроля путем установления штрафных санкций за невыполнение норматива. Кроме того, игнорирование требований закона по введению коммерческого учета в определенный срок является основанием для прекращения предоставления услуг централизованного тепло, водоснабжения и водоотвода. Правда, не сразу.
Сначала за неустановку счетчиков будут штрафовать физических лиц на сумму от 170 до 340 грн, а должностных, юридических лиц или физлицпредпринимателей — на сумму от 340 до 1700 грн. Затем будут присылать предупреждения и ждать три месяца. Все равно не установили счетчики? Штрафуют уже на 1020–3400 грн за невыполнение предписания и отключают от подачи воды, тепла и/или водоотвода. И будьте уверены, обязательно лишат благ цивилизации, ведь законопроект предусматривает ответственность даже для поставщиков тепла и воды за неотключение. Оштрафуют их на сумму от 1020 до 3400 грн.
Правда, есть исключения, когда не имеют права отключать: воду — отдельным юридическим лицам, защищенным специальным законодательством (ее потребление только ограничат «до уровня экологической брони» — минимальной нормы использования питьевой воды, необходимой для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера), и теплоснабжение — населению в отопительный период. В других случаях, как говорят, по всей строгости закона.
Кто в плюс, кто в минус
По мнению экспертов, такой закон должен приниматься только после введения финансовых механизмов, которые позволят как населению, так и органам местного самоуправления сравнительно безболезненно внедрять энергосберегающие меры. При нынешних условиях это почти нереально. Обязать законом органы местного самоуправления заложить в свои бюджеты 2 млрд грн на средства учета — это просто. Только откуда эти средства возьмутся в местных бюджетах, учитывая нынешнее состояние хронического недофинансирования? Где найдет дотационная городская рада по 55 тыс. грн (3,5 тыс. грн стоит счетчик на холодную воду, 12 тыс. — на горячую, 40 тыс. — на отопление и еще неизвестно сколько за учет водоотвода) на установку счетчиков для каждой школы, детсада, больницы, поликлиники, админпомещения и т.п.? И что, будем отключать социальные объекты от поставок воды и тепла, а их руководителей безбожно штрафовать?
Разработчики законопроекта могут заметить, что вложенные в учет средства быстро возвратятся за счет экономии энергоресурсов. В томто и проблема, что не возвратятся. При действующей системе планирования бюджетов сверху, при экономии затрат по статье «энергоресурсы» в следующем бюджетном периоде эта статья будет урезана до уровня фактически понесенных затрат за предыдущий год.
Теперь относительно жилых домов. Можно допустить, что в ОСМД руководители дружно убедят жителей в выгодности вкладывания денег в средства учета, а члены ОСМД сделают на это взносы. А как быть с домами, которые обслуживаются ЖЭКами, а это, по данным Минрегионстроя, свыше 63% всех многоэтажек в Украине?
Снова вопрос: за счет чего ЖЭК в течение двухтрех лет может приобрести и установить средства учета на 100, 200 или даже 300 и более домов, в которых он предоставляет услуги по управлению и содержанию? Понятно, что потом эти затраты коммунальщики переложат на жителей домов (что, кстати, при действующем регулировании предоставления жилищнокоммунальных услуг не так просто сделать без согласия владельцев квартир). Но где ЖЭК должен взять оборотные средства для приобретения и установки этих счетчиков? Снова штрафы и отключение домов?
И совсем непонятна норма относительно учета водоотвода для владельцев земельных участков. При наличии счетчика учета водоснабжения количество отведенных стоков считают в соответствии с количеством потребленной воды. Если полученную учтенную воду житель частного дома не сливает в канализацию, а тратит для полива газона, сада, огорода, то фактическое количество стоков значительно меньше. В таком случае установка счетчика на водоотвод должна быть правом владельца участка, а не обязанностью. Много тратит на садогород? Поставил счетчик и экономит средства. Не поливает ничего — счетчик не ставит. И никто никого не штрафует!
И в завершение следует отметить, что у этого законопроекта могут быть влиятельные лоббисты. Это тепло и водоснабжающие компании. Они как никто заинтересованы в его принятии, ведь норматив приведет к укрупнению потребителей — и им не придется иметь дело с каждым владельцем квартиры отдельно, да и теплопотери в пределах домов, а также изношенность тепловых сетей перестанут быть их заботой.
Ну а самыми заинтересованными являются производители счетчиков. Практика принятия подобных решений в правительстве показывает, что это могут быть конкретные компании, под которые выписываются технические требования... И повод железобетонный — стремление к европейским стандартам жизни, борьба за энергоэффективность, энергостабильность и, наконец, независимость государства.
http://gazetavv.com/news/ukraine/100375-ukraincev-stavyat-na-schetchik.html