Автор Тема: О скандинавских караванах  (Прочитано 10607 раз)

0 Користувачів і 1 Гість переглядають цю тему.

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Вне зависимости от времени года, отпуск (отдых) с караваном это всегда познание чего-то нового, но зимний караванинг отличается от летнего. И что-бы не омрачить зимний выезд с караваном разберемся в отличии - чем скандинавские производители караванов и автодомов отличаются от остальных Европейских производителей караванов.


Европейские караваны сделаны больше для кемпингов, в который "все включено". Среднестатистический европеец, приезжая в любой кемпинг, в караване использует по большей части только кровать, обеденную зону, отопление и кондиционер (при наличии). Все остальные блага дает ему кемпинг — просторные и комфортные туалетные комнаты, отдельные душевые кабины, санитарные узлы, комнаты для ребенка, стиральные машины и сушилки белья и т.д.




В скандинавских странах ситуация немного иначе. Да, конечно кемпинги там тоже в изобилии присутствуют, но, не всегда теплый климат, накладывает свои ограничения. Когда стрелка термометра приближается к отметке — 30°C, а то и ниже, на улицу без особой нужны выходить не очень то хочется. Поэтому шведы, фины и норвежцы пользуются всеми благами и устройствами, находящимися в кемпере (караване). Очень часто в шведских автодомах можно встретить такие блага как просторная душевая кабина, горячая вода, теплые полы, системы тройного обогрева каравана и так далее. Так как наши условия эксплуатации ближе к скандинавским (как по климату, так и по потребности пользоваться всеми возможными благами цивилизации), караваны шведских и финских производителей Kabe, Cabby, Solifer и Polar в наших условиях предпочтительны.




Немного рассмотрим, чем шведский караван отличается от своего каравана европейца.

Эффективная система отопления

Система отопления с жидким теплоносителем (антифризом), производства торговых марок Alde или Primus. По своему строению эта система копируют водяное отопление в наших стационарных домах. По периметру салона в нижней его части проходит алюминиевая труба с надетыми на нее радиаторами-теплоотводниками.



Котёл

Котел (работающий автономно от газа либо от внешней сети 220В при возможности ее подключения в кемпинге) греет жидкий теплоноситель, а встроенный низкооборотистый насос (работающий от 12В), прокачивает его по отопительному контуру. Котлы Primus и Alde, устанавливаемые на моделях жилых прицепов 90-х годов выпуска существенно отличались между собой. Primus располагался в переднем рундуке каравана с газовым баллоном.



Бойлер и электропечь

Бойлер и электропечь (при их наличии) располагались внутри каравана. Управляется данный котел электроникой. Alde напротив, всегда располагается внутри каравана и всегда комплектуется электропечью и бойлером для воды.
Управляется котел Alde механикой (котлы старого образца), что по объективным мерам, надежнее. Широкие возможности регулировки потребления газа, а именно регулируемый по давлению газовый редуктор и возможность отключения нескольких горелок (у ранних моделей котла Primus) делают систему отопления комфортной, эффективной и экономичной (по сравнению с воздушным аналогом от Truma). Максимальная мощность газовых котлов от Alde и Primus — 6 Квт. Мощность встроенной электропечи — 2 КВт.



Продуманная и эффективная циркуляция теплого воздуха

Теплый воздух, нагреваясь от батарей, поднимается на верх салона вдоль окон, заходит в специальные вентиляционные отверстия за верхними шкафчиками, выходит под крышу и охлаждаясь, устремляется вниз к центру каравана, где нагревается вновь. Поступление свежего воздуха в салон происходит через специальные вентиляционные отверстия, установленные на полу каравана, под кроватями.



Теплые полы

Не редко, в комплектацию котлов Primus и Alde входит жидкостный теплый пол. В сендвич-панель пола на заводе закладывается змеевик из полиамидной трубки в которую так же подается жидкий теплоноситель. Естественно, как и основной контур, пол может греться как от газа так и от электричества. Стоит ли говорить, насколько незаменима данная опция в сильные морозы.



Горячая вода

В отличии от отдельных электрических или газовых бойлеров Truma Therme (TT2), Truma boiler gas (B10, B14) вода для водопровода в системах отопления Alde и Primus нагревается по средством теплообмена между жидким теплоносителем, обогревающим трейлер и водопроводной водой. Вода поступает в небольшой бак-теплообменник, объемом около 8 л., в который так же заходит отдельный отопительный контур-змеевик. Плюсом этой системы является то, что вода для душа и мойки может греться как от газа так и от внешней сети 220В. Так же она экономична, так как зимой дом на колесах все равно отапливается и при нагреве водопроводной воды в системе расход энергии увеличивается незначительно. Но как же быть, если жилой прицеп эксплуатируется летом, когда не нужно центральное отопление, но нужна горячая вода? Отопительный контур салона и дополнительный контур для нагрева воды независимы друг от друга. На основном контуре есть специальный кран его перекрывающий. Если его перекрыть, жидкий теплоноситель будет циркулировать только по малому контору, нагревающему воду. Для регулирования температуры в системе есть 2 термостата. Один основной и отвечает за температуру внутри всего трейлера, может регулироваться либо быть полностью отключен. Есть так же дополнительный термостат на 70°C, устанавливаемый на теплообменнике для подогрева воды. Итак, в летнее время, что бы пользоваться горячей водой, но не греть сам автодом, вам необходимо перекрыть основной отопительный контур и отключить основной термостат. Нагрев воду в бойлере до 70°C, котел автоматически отключится и включится, когда температура в теплообменнике упадет.



Отличная теплоизоляция

В европейских караванах толщина стен составляет как правило 20 мм. В скандинавских — 30 мм, на крыше — 50 мм. Тем самым повышается не только теплоизоляционные показатели, но и жесткость кузова, что в наших условиях эксплуатации особенно актуально. Так же нет необходимости счищать снег с крыши — запаса прочности у нее хватит, что бы выдержать серьезные сугробы, чего не скажешь о европейских крышах, особенно у больших трейлеров.





Торсионная подвеска

Так исторически сложилось, что на скандинавских караванах как правило устанавливаются оси торговой марки BPW. А они торсионные. В отличии от резиножгутовых осей AL-KO и Knott, металлические торсионы более надежны, имеет большую плавность хода и выше дорожный просвет. Лопнувший металлический торсион всегда можно заварить. Особенность данной подвески, что она, как и тормозной цилиндр на сцепном устройстве каравана, является обслуживаемой. По бокам с каждой стороны оси располагаются тавотницы, которые необходимо смазывать раз в год.

Материалы взяты с сайта retrailer.ru
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн matizavr

  • Повідомлень: 1346
  • Поблагодарили: 81 раз(а)
  • Репутація: +8/-0
  • Iм'я: николай
  • Звідки Ви: украина кривой рог
  • Яка у Вас техніка: матиз ,скиф м1
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #1 : 05-12-2016, 15:42:24 »
очень интересно !,а продолжение будет?
не важно-куда ехать,важно-с кем...
 

Оффлайн ЮраЮ

  • Повідомлень: 839
  • Репутація: +6/-0
  • Iм'я: Юра
  • Звідки Ви: Киев
  • Яка у Вас техніка: ЗАЗ-968М, СКИФ-2М
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #2 : 05-12-2016, 23:16:43 »
 :ay:
Замечательная статья, даже не знал, что есть отличия.
Куплю себе непременно скандинавский!
 :ag: :ag: :ag:
 

Оффлайн Oleg-72

  • Повідомлень: 1686
  • Репутація: +13/-0
  • Iм'я: Олег
  • Звідки Ви: Днепропетровск
  • Яка у Вас техніка: Опель,Ока.Niewiadow132t,Kip Grey-Line 42
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #3 : 06-12-2016, 07:29:49 »
Встречаються и у нас в продаже.Торкнуло меня в этом августе - хочу  :ag: Конечно здравый смысл победил -ну чем тянуть монстра длинной 5.60 и пустым 1300 кг ? В общем продавали два в Киеве - один очень классный за 4500,а второй всего за 1600. Состояние среднее,хозяин сказал,что было 20 шт у него ,остался один после страховых киосков. Понравились переговоры  :ag:
Все цело и работает ????
Да!!!!!!!!!
 Работает Примус?
Да,только не пробовал!
Ну вы попробуете,что бы я зря не перся!(приеду убью если что)
Да там,что то неработает он ,ну Вы(я)  исправите?
А что то в дальнем углу за шторой и занавеской на окне  непонятное(,на темной фотографии )?
А это стекло разбилось,то мы его скотчем склеили,замените!!!! и все
Ну и таки дальше,в том же духе про перед каравана и гниль  ,холодильник,душевую!!!
Смысл как в пословице- дешева рыбка.....
 
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #4 : 06-12-2016, 08:42:02 »
Мне Solifer понравился, щупал его еще 2009 году - красавец караван :ay:

Очень много интересных вещей в нем увидел, которые отсутствуют в Hobby, LMC, KIP и т.д.
А главное для меня, так как я летний ребенок :ag: - это тепло в караване :ay:
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн ЮраЮ

  • Повідомлень: 839
  • Репутація: +6/-0
  • Iм'я: Юра
  • Звідки Ви: Киев
  • Яка у Вас техніка: ЗАЗ-968М, СКИФ-2М
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #5 : 06-12-2016, 10:10:02 »
Выходит, что оптимальный вариант, по крайней мере для нас - моторизованный автодом, в противном случае, даже к среднему прицепу надо еще купить серьезный тягач, поскольку малолитражкой ничего кроме Скифа не повезешь.
Вот имеем арифметическую задачу:
 - большой тягач для постоянной езды и караван на отдых
 - малолитражка и моторизованный автодом
 - ну и западный вариант - малолитражка, тягач и прицепы любого назначения: жилые, лодки, грузовые..

В итоге имеем, что самый дешевый, это второй вариант.
Да и ездить без прицепа и легче и безопасней.
Расчет сделан, сойдет снег, беру лопату и иду искать клад
 :ag: :ag: :ag:
 

Оффлайн Oleg-72

  • Повідомлень: 1686
  • Репутація: +13/-0
  • Iм'я: Олег
  • Звідки Ви: Днепропетровск
  • Яка у Вас техніка: Опель,Ока.Niewiadow132t,Kip Grey-Line 42
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #6 : 06-12-2016, 10:53:27 »
Вот этот очень хотел, ну мечты с таким курсом  :bu:
https://autoria.biz/auto_polar_550_17402553.html
Это интересно !!!
Цитировать (выделенное)
Зимник зимой. Личный опыт
Уже не первый год продавая зимние караваны давно хотелось заполнить весомую брешь, а именно личный опыт эксплуатации зимнего каравана зимой. Совершилось все 31 декабря 2015 года, когда было принято решения влиться в ряды зимних караванеров и отправиться отмечать весомый праздник в кемпинг туркомплекса ГТК Суздаль, что располагается в одноименном городе на берегу живописной речки.

Место проведения нового года было выбрано не случайно. Про сам кемпинг статья была написана осенью, поэтому отмечу только, что это один из немногих кемпингов в России европейского уровня. А сам город Суздаль уже давно превратился в туристический центр с уклоном в старорусскую тематику. Так как количество участников путешествия превышало возможности одного каравана, было решено взять два. А именно шведский зимний караван Polar 580 и голландский караван Kip 45. Первый — продукт скандинавской инженерии. Из активов для зимнего проживания: жидкостное отопление Primus (газ/220В либо все вместе) с функцией бойлера косвенного нагрева, теплыми полами (220В), баком для грязной воды, а так же более утепленным кузовом. Второй караван — самый обычный всесезонный трейлер без наворотов: газовая печь Truma 3002 с функцией раздува теплого воздуха. Собственно и все.





До последнего стоял вопрос о целесообразности поездки, так как декабрьская погода совсем не радовала — был мокрый 0°C. Но за пару дней до волшебной даты температура резко поползла вниз и в кемпинг мы въезжали с — 15°C на термометре.

Жидкостное отопление. Эффективность и нюансы

Забегая вперед сразу отмечу, что система очень эффективна. Тепло равномерно распределяется по салону, внутренняя часть окон прогревается так, что отсутствует конденсат (если в порядке уплотнители, но об этом позже). Жить в таком караване в -20°C — реально и комфортно.

Теперь о нюансах. Мощность электропечи, греющей антифриз — 2 Квт. Мощность газовой горелки, делающей то же самое — 6.3 Квт. Дабы протопить змерзший караван, сразу включил Primus от газа "на полную". Через 5 минут после запуска услышал знакомый звук вырывающегося антифриза из расширительного бачка. Закипел. Ну вот и первая проблема. Вспоминая аналогичный летний опыт, уменьшаю давления регулируемого редуктора до 30 мБар (деления 1) и жду реакции. Работает. Летняя проблема заключалась в том, что подавая сразу мощность нагрева в 6 Квт, низкооборотистый фирменный насос Primus просто физически не смог успеть прокачать стремительно нагревающийся антифриз. И Primus закипел. Зимой же, когда температура ночью начала достигать — 20°C, по видимому давно не менявшийся и не тестировавшийся антифриз, начал превращаться в гель. В связи с этим и возникла аналогичная проблема. На моделях отопителя Primus 2450, 2470 и 2480 стоят 3 горелки, 2 из которых отключаются в ручную. На последней "уличной" модели Primus 2490 с пьезоподжигом горелка одна. Поэтому не стоит недооценивать преимущества регулируемого редуктора — на Primus 2490 он является единственным инструментом для регулировки мощности газовой горелки. А как показывает практика, такая регулировка иногда необходима.

Помогала так же электропечь, у которой есть свой, более мощный насос, работающий от внешних 220В. К слову сказать, изначально электропечь и сделана для отапливания каравана с помощью подключения к внешней сети 220В. Но на деле при температуре за бортом — 20°C, она нагрела караван внутри не более чем на 10-15°C по личным ощущениям. Когда антифриз был уже горячим по всему периметру теплопровода, газовый редуктор без опаски поставили на значение 7 (давление газа 40 мБар соответственно). Так и жили последующие 5 дней с постоянной включенной электропечью и время от времени включающейся газовой.

К слову сказать, комфортная температура в 25°C внутри каравана установилась уже первой ночью. Но сам трейлер прогрелся только на вторые сутки.


Теплый пол

В протестированном трейлере был электрический теплый пол, положенный сверху линолеума и нарытый ковролином, мощностью 300 Вт. Казалось бы мощность смешная, но она позволяла ходить босиком по полу уже на следующий день. Вывод: теплый пол в зимнее время эксплуатации вещь очень комфортная и она должна у вас быть. К слову, электрический теплый пол не такая уж сложная вещь и доукомплектовать им караван можно самостоятельно.

Водопровод

Весь водопровод в караване проложен естественно внутри отапливаемой зоны. В баке для свежей воды есть заливная горловина с улицы, но дабы ее в мороз не беспокоить, заливали воду изнутри. Полноценно ощутил преимущество бака для серой воды, куда сливается вода из раковин на кухне и в душевой. При заполнении бака больше 75% на контрольную панель подается сигнал о необходимости слива. Теплая вода мощным напором сливается быстро, не успевая замерзнуть. Если же кран на слив всегда держать открытым, из-за маленького, но постоянного стекания воды у вас к утру образуется ледяной сталагмит, напрочь закупоривающий сливное отверстие. Слив в душевой происходит прямотоком на землю. Сами его не тестировали, так как удобные душевые были в кемпинге, но учитывая короткую прямую трубу, быстроту и не постоянность душевых процедур, думаю с процессом слива и замерзания воды особых проблем возникнуть не должно.

Окна

Интересным образом вели себя окна. В зимних караванах, как правило, половина окон делается не отрывающимися. Это можно объяснять и дешевизной конструкции и безопасностью (выхлоп газового котла Primus как раз приходиться на передний угол каравана, где располагается переднее и боковое окно). На деле это выглядит так: окна, которые были всегда глухие быстро прогрелись и конденсат на них перестал появляться. Чего не скажешь про окна открывающиеся. Из-за старого уплотнителя, потерявшего свои свойства, в образовавшиеся щели постоянно задувало, из-за чего задняя комната совершенно не прогревалась, а сами окна постоянно "плакали". Данную проблему решили на месте радиально и просто — по периметру каждого открывающегося окна была запрессована туалетная бумага. Лед, образовавшийся от замерзания конденсата наглухо загерметизировал окно и стало комфортно. Вывод: годы каравана все равно дают о себе знать. Уплотнители у окон после покупки каравана необходимо обработать силиконом, а лучше вовсе заменить. В строительных магазинах сейчас с этим нет проблем.


Газ

Пожалуй российский газ — главная головная боль зимнего караванера. Заправившись в декабре за газовой заправке сомнительного качества, вдоволь смог насладиться замерзшим газом. В Европе эта проблема исключена — в качестве баллонного газа там используется 99% пропан — нефтяной газ, который испаряется до -40°C. В России дело обстоит иначе. Для удешевления готового продукта в пропан примешивают бутан — газ, которой не испаряться уже при -1°C. Летняя смесь — 50/50. Зимняя — 90/10. Только проблема в том, что ГОСТы газовые заправки не соблюдают (нет должного контроля) и каждый льет, что хочет. Поработав первые сутки, на вторые газ замерз. Пропан весь израсходовался, а бутан так и остался в жидкой фазе. Проблема еще в том, что сжиженный под давлением газ испаряется с поглощением тепла. Это приводит к дополнительному обмерзанию баллона по окружности снизу. Постояв пару часов без работы, баллон оттаивал и снова (не надолго) запускался. Что было замечено — пластиковый баллон более стойкий к обморожению, чем металлический.

Европейский караван зимой

Как было сказано выше, компанию Polar составлял голландский Kip 45. Печка Truma конечно быстрее разогрела маленький трейлер, но газ замерз так же на вторые сутки и Truma оказалась бесполезна. К счастью, этот сюжет проигрался в голове до поездки и для страховки были взяты два электрических конвектора по 1 Квт каждый. Они то и обогревали караван последующие 4 дня (к слову вполне сносно при — 20°C). Из других неприятных особенностей: ледяной пол от которого веяло холодом несмотря на общую комфортную температуру. Из входной двери сквозило практически по периметру, образовывая ледяные наросты. Так же поддувало из-под уплотнителей каждого окна, из за чего все они по периметру покрылись инеем и льдом. Естественно не работал водопровод, так как баки для свежей воды находились в переднем рундуке вместе с замерзшим баллоном, а бак для грязной воды в этом караване вообще не предусмотрен. Вывод: комфортная температура эксплуатации европейского каравана — до 5°C. Не комфортная температура до — 5°C. Ниже уже не проживание, а выживание.



 

Оффлайн matizavr

  • Повідомлень: 1346
  • Поблагодарили: 81 раз(а)
  • Репутація: +8/-0
  • Iм'я: николай
  • Звідки Ви: украина кривой рог
  • Яка у Вас техніка: матиз ,скиф м1
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #7 : 06-12-2016, 15:38:19 »
толково и полезно,продолжайте!
не важно-куда ехать,важно-с кем...
 

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #8 : 07-12-2016, 09:04:04 »
Вот этот очень хотел, ну мечты с таким курсом  :bu:
https://autoria.biz/auto_polar_550_17402553.html
Это интересно !!!

Что-то приблизительно понимал. Помню первые года "подъема" караванерского движения - слеты на Новый год в Буковели, а потом узнаешь у кого какие проблемы были, как газ замерзал в рундуках... как делали тепловые отдушины - высверливая стены каравана - только для того что-бы обогревать газовые баллоны... да много чего происходило с караванами в зимний период, даже по старым темам можно отследить о проблемах зимнего караванинга. Сейчас и не слышно даже о зимних слетах :ag:
Что же касаемо прицеп-палатки, то комфортное прибывание в ней (при условии обогрева внутри палатки) - когда ночью температура может опуститься до +7°С и ни какой сырости, в смысле дождя... Если температура по ночам ниже - то одни мучения в Скифе :ah:
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

Оффлайн matizavr

  • Повідомлень: 1346
  • Поблагодарили: 81 раз(а)
  • Репутація: +8/-0
  • Iм'я: николай
  • Звідки Ви: украина кривой рог
  • Яка у Вас техніка: матиз ,скиф м1
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #9 : 07-12-2016, 17:27:30 »
а что по поводу солнечных батарей?
не важно-куда ехать,важно-с кем...
 

Оффлайн Дед

  • Повідомлень: 899
  • Поблагодарили: 34 раз(а)
  • Репутація: +11/-1
  • Iм'я: Вячеслав
  • Звідки Ви: Донбасс
  • Яка у Вас техніка: Bus, караван Fendt
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #10 : 07-12-2016, 23:44:45 »
В каком смысле?
 

Оффлайн Павел-1

  • Повідомлень: 7373
  • Поблагодарили: 491 раз(а)
  • Репутація: +46/-0
  • Iм'я: Павел
  • Звідки Ви: Донецк Украина
  • Яка у Вас техніка: GWM Невядов126N СКИФ-много
Re: О скандинавких караванах
« Відповідь #11 : 08-12-2016, 06:28:39 »
а что по поводу солнечных батарей?


 Поставишь - будут стоять, не поставишь - не будут. :ag:
ЛЮБЛЮ ЖИТЬ!!!

Тел. моб.   071 324 56 44    066 710 93 94
US8ILP
 

 


SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal