Автор Тема: Дом, который всегда с тобой  (Прочитано 13527 раз)

0 Користувачів і 1 Гість переглядають цю тему.

Оффлайн Nikki

  • Администратор
  • Повідомлень: 21040
  • Поблагодарили: 978 раз(а)
  • Репутація: +163/-0
  • Iм'я: Миколай Анатолійович
  • Звідки Ви: Україна, Дніпро
  • Яка у Вас техніка: Mitsubishi Pajero WagonII, Скіф М2, АП-1
Хорошо иметь домик в деревне! И в лесу, и на море - везде, куда бы ты ни отправился в путешествие. Это вполне возможно, если домик - на колесах. Наш рассказ - об автомобильных домах и прицепах-дачах, о том, что они собой представляют, чем отличаются, во что обходятся и как эксплуатируются.
Часть I: что, зачем и почему
Дом на колесах - понятие растяжимое. Кто-то под ним понимает прицеп-дачу, кто-то - моторизированный автодом. Рассмотрим оба варианта, а заодно разберемся с названиями - как и что правильно называть.

Прицеп-дача
Другие названия - трейлер, караван, кемпер.
Прицепы бывают большие и маленькие, двух- и одноосные, различаются по планировке, вместительности, встроенному оборудованию - соответственно, выбор зависит от потребностей будущего владельца. Для постоянных путешествий рекомендуются компактные одноосные модели, для стационарного использования (например, на дачном участке вместо дома) лучше брать большую модель, где может быть (или можно получить при помощи перепланировки) даже несколько комнат.
Стандартным оснащением всех прицепов является встроенная мебель: шкафы со множеством отделений, которые закрываются надежно фиксируемыми дверцами/крышками, и спальные места (в обычном состоянии они, как правило, представляют собой мягкий угол со столиком, который трансформируется в один большой "матрас"). Практически в каждом прицепе есть холодильник (он работает от тока на 12 или 220 В), автономный газовый отопитель (воздушный или жидкостный), позволяющий жить в кемпере даже зимой, газовая плита (в некоторых моделях даже с духовкой!), сантехническое оборудование - минимум кран и раковина. В больших моделях может быть ванная комната с умывальником, душем и унитазом.
Все электропотребители (светильники, холодильник) работают от собственной бортовой сети - она питается или за счет автомобильного генератора (аккумулятора) на 12 В, или за счет внешнего источника питания на 220 В - от стационарной сети (на территории специально оборудованных кемпингов для этого предусмотрены розетки) либо выносного генератора (если речь идет об отдыхе на дикой природе).
Добавим к этому специальные окна с подъемными пластиковыми "стеклами", москитными сетками и солнцезащитными шторками, выдвижную маркизу (тент, который устанавливается перед входной дверью), множество других мелких, но очень приятных приспособлений и получим настоящий домашний комфорт и уют.
Недостаток у прицепа-дачи, пожалуй, только один: без автомобиля-тягача на нем не поедешь. Да и тянуть за собой прицеп тоже не всегда удобно...

Автодом

Другие названия - автокемпер, автодача, автокараван. В любом случае принципиальна приставка "авто"!
Начнем с того, что жилые дома принято разделять на несколько типов: интегрированные, частично интегрированные, альковные, кастенвагены (жилые микроавтобусы).
Интегрированные автодома базируются на узлах и агрегатах серийных моделей, но имеют индивидуальный дизайн производителя (кузов при этом либо цельнометаллический, либо "пластиковый"). Такие автокемперы обладают хорошей аэродинамикой, достаточно маневренны, а к недостаткам можно отнести разве что высокую массу, столь же высокую стоимость и оригинальную, а потому дефицитную и дорогую "кузовщину". По крайней мере - на фоне частично интегрированных моделей, у которых жилой отсек (модуль) выполнен из сэндвич-панелей и установлен на автомобильное шасси (обычно в его качестве выступают доступные модели Fiat Ducato и Ford Transit, но довольно часто используется и Mercedes Sprinter).
Автодома альковного типа можно отнести к частично интегрированным, но они имеют характерную особенность - "альков" над кабиной, в котором размещается двуспальное место. Наличие данной надстройки, с одной стороны, позволяет получить большее число спальных мест, с другой - увеличивает габаритную высоту автомобиля, а это негативно влияет на динамические характеристики и топливную экономичность при движении на высоких скоростях.
Кастенвагены снаружи выглядят как подвышенные серийные минивэны. И только попав внутрь, убеждаешься, что по уровню оснащения они не уступают другим типам автодомов: здесь также имеется мебель, плита, холодильник, умывальник, а в некоторых версиях и душ. Но жилая площадь значительно меньше, а спальных мест, как правило, всего два или три. Поэтому данный тип автокемперов подходит не всем. Помимо моделей с высокой крышей встречаются версии с подъемной крышей-палаткой (жесткий пластиковый верх и мягкие стенки, передняя - с окном).
Душ и туалет есть практически в каждом автокемпере
и лишь иногда встречаются в отдельных прицепах-дачах

По функциональности и уровню оснащения автодома легко могут поспорить с прицепами-дачами. Кроме того, они выигрывают в маневренности и мобильности. Но при этом имеются и недостатки: высоко поднятый (из-за рамы) жилой модуль, меньшая площадь (огромные американские автодома не в счет), ограниченные возможности планировки. Есть и то, что прямо влияет на комфорт: при езде ты слышишь, как дребезжит и звенит вся твоя посуда, а во время остановки наслаждаешься истинно автомобильными ароматами - запахом топлива и масел (впрочем, это актуально лишь для старых автодомов). Ну и не будем забывать про стоимость. Если ценник на новый прицеп-дачу стартует с отметки 10.000 евро, то автодом будет стоить как минимум в четыре раза дороже!

Альтернатива
Узнав стоимость автокемпера и даже прицепа-дачи, невольно начинаешь искать более доступную альтернативу. А она и в самом деле есть. Например, жилой модуль для пикапа. В "походном" состоянии он значительно меньше и легче обычного отсека автокемпера, что позволяет закрепить его на грузовой платформе пикапа. Во время стоянки модуль трансформируется в полноценный жилой отсек. И хотя его внутренняя площадь все равно меньше, чем у традиционного автокемпера, спальные места, мебель и даже санузел там присутствуют. Еще один немаловажный плюс: как и в случае с прицепом-дачей, модуль можно оставить на одном месте, а по окрестностям путешествовать на машине. А недостаток заключается в том, что такой жилой отсек может быть установлен только на автомобиль с определенным типом кузова. Не покупать же специально ради этого пикап!
А вот прицеп-палатку можно и прикупить - стоимость подержанной редко превышает 2000 у.е. В принципе это одна из разновидностей жилых прицепов. Однако прицеп-палатка значительно компактнее и легче традиционных караванов - в сложенном состоянии габариты сопоставимы с "зубренком". Но при раскладывании палатка образует вокруг прицепа жилую зону, а он сам превращается в спальные места.
Ну и самый доступный вариант - просто автомобильная палатка. Как и автомобильный багажник, при помощи специального крепежа она устанавливается на крыше автомобиля и в сложенном состоянии имеет очень компактные размеры (в первую очередь по высоте). За счет продуманного механизма такая палатка быстро и легко раскладывается и позволяет получить от одного до четырех (!) спальных мест. По сравнению со всеми рассмотренными вариантами недостатки очевидны: источник света - небесные светила, отопление - за счет собственного тела и дыхания, удобства - за ближайшей елкой... Зато и цена соответствующая. Стоимость новых палаток - примерно от 1000 у.е.

Рынок
В Казахстане рынок автомобильных домов и прицепов-дач находится в зачаточном состоянии. Как правило, речь идет о бывших в эксплуатации прицепах стоимостью от 3000 долларов. Цена зависит от производителя (соответственно, и качества исполнения), состояния, года выпуска, количества спальных мест, наличия того или иного дополнительного оборудования.
Если не устраивает имеющийся в нашей стране неширокий выбор моделей, можно найти подходящий трейлер в Европе (а там выбрать есть из чего: только производителей около полусотни и у каждого в линейке несколько моделей). Стартовый ценник там - 1500 евро, но нетрудно догадаться, что будет представлять собой такой прицеп. Уже начиная с 2000 евро можно надеяться найти что-то хорошее, но к этому следует прибавить стоимость доставки и растаможки - независимо от года выпуска применяется единая ставка 500 евро.
С автодомами ситуация сложнее. Проблема - в возрастном и, следовательно, таможенном барьере, который у нас существует по отношению к ввозимым в страну автомобилям. Более-менее "свежие" автокемперы стоят хороших денег (ценник начинается от 15.000 евро), а "старички" конца 80-х - начала 90-х, которые в Европе предлагаются за 3000-8000 евро, уже "не проходят". Поэтому найти по дешевке старый автокемпер можно только из числа тех, что были завезены к нам давно и все это время находились в стране.

Часть II: автодом или прицеп?
На самом деле ответ зависит от того, как именно вы предпочитаете путешествовать.
Если предполагается одно место дисклокации с периодическими выездами по округе, то предпочтительнее прицеп: притянул его на место, поставил, а дальше катайся по окрестностям на автомобиле-тягаче. При этом прицеп остается на месте, его не нужно каждый раз приводить в "походное" положение, "упаковывая" вещи и посуду по специальным отсекам. Кроме того, по сравнению с автодомом прицеп дешевле, он проще и доступнее в обслуживании, так как не имеет моторизованного шасси.
С другой стороны, автодом более мобилен. Он позволяет передвигаться с большей скоростью, на нем проще маневрировать (что актуально при движении в плотном потоке или в городских условиях) и, что немаловажно, во время движения в жилом отсеке могут находиться пассажиры (перевозить их в прицепе запрещено, да и вряд ли кто-то, находясь в здравом рассудке, на это пойдет). Если прицеп все-таки предполагает остановку на ночь в цивилизованных местах (кемпингах), то на автодоме можно заночевать на любой заправке или стоянке супермаркета. Так что если предполагается перемещение с постоянной сменой мест ночевки, то более предпочтителен автодом.
Однако он заметно дороже, требует более существенных затрат на содержание, сложен в эксплуатации (за счет наличия автомобильного шасси) и при этом не может рассматриваться в качестве единственного автомобиля в семье - ездить на автодоме каждый день на работу по меньшей мере глупо. Но здесь самое время вспомнить, что для прицепа, в свою очередь, необходим автомобиль-тягач, причем желательно с мощным мотором и значительной собственной массой, чтобы буксировка дачи требовала минимальных усилий.

Слово владельцу
Павел КЛИМОВИЧ, автоспортсмен, использует прицеп-дачу:
- Был у меня автомобильный дом... Не совсем для моих нужд, не совсем удобный. Это лишний мотор, колеса, подвеска. За ним не подцепишь ничего. Там едет просто квартира. Когда ты приехал, ты привез с собой эту "квартиру" - она встала и стоит колом. И для разъездов нужна еще легковая машина. Вариант с прицепом хорош тем, что ты приехал, дом поставил - и у тебя еще есть машина, на которой можно куда-то ездить. Кроме того, в прицеп еще можно что-то загрузить.
Для того чтобы путешествовать, автодом, может быть, и лучше. Но для моих нужд выгоднее использовать прицеп.
С ним удобно ездить. Я вот постоянно езжу, машиной тяну, нет никаких проблем. Когда ездил в прошлом году на Украину, он там на местных дорогах, конечно, здорово прыгал, но в остальном ничего.
Основные критерии, по которым я выбирал себе прицеп-дачу, - это чтобы там было четыре спальных места и рабочий холодильник, чтобы можно было хранить продукты. А вот дополнительные удобства, душ например, мне ни к чему. Все это - лишние деньги и дополнительная масса. А если у тебя прицеп ездит, а не стоит, то чем он меньше и легче, тем лучше.

Слово владельцу
Евгений СЕЛИВЕРСТОВ, организатор автомобильных соревнований, использует автодом на базе Fiat Ducato:
- По специфике моей деятельности мне приходится брать с собой на гонки достаточно много людей. В прицепе-даче их не повезешь - только в машине. Автокемпером ты можешь тащить еще один прицеп. Когда мы ездили отдыхать двумя семьями, я на своем "доме" 6-метровую дачу тащил - и ничего! Мощности 2,5-литрового турбодизеля хватает, чтобы разогнать машину до 100-110 километров в час. Единственно, что страшно, - эту будку здорово качает, особенно при порывистом ветре. Ничего не поделаешь - парусность! Модуль легкий, действительно легкий, но большая высота дает о себе знать.
По проходимости вопросов нет, а при желании можно дорожный просвет увеличить - колеса побольше поставить. Но и так там, где мне было нужно, я "пролазил".
Здесь две сети на 12 вольт: одна - для обслуживания шасси, другая - для жилого модуля. Обе сети друг от друга не зависят и используют два разных аккумулятора: один автомобильный и заряжается от штатного генератора, другой заряжается от сети на 220 вольт. Жилой модуль собран из сэндвич-панелей, поэтому здесь отличная термоизоляция. Ночевать здорово и при минус 6, и при минус 10 при включенном отопителе. Трубки от него разведены по всему салону, так что тепло будет равномерно распределяться везде. Но сэндвич-пакет - это одновременно и достоинство, и недостаток. Он имеет определенный запас прочности. Когда начинает разрушаться, теряется герметичность - вода попадает внутрь. За этим нужно следить.
Еще недостаток - тяжело по городу ездить и маневрировать, парковаться. Все повреждения из-за того, что препятствия не видно. Не заметить столб или дерево при движении задним ходом проще простого. Мощный подрамник, к которому крепится фаркоп, - это еще и защита от удара, а вот сам "сэндвич" не держит...
Еще возникают вопросы с ремонтом. В том смысле, что нужно обращаться в места, где специализируются на ремонте грузовиков. А все из-за размеров. Приехал на стоянку парковать - мне в месте отказали. Мне просто сказали, что места под такую "дуру" у них нет, а если бы и было, то плату взяли бы, как с владельца грузовика. Так что оставляю под домом, но такая машина привлекает криминальные элементы. Пару взломов уже было, причем видно, что вскрывали то ли из спортивного интереса, то ли еще из-за чего, - взяли только то, что на виду было.

Юридические вопросы
Как и любой транспорт, автодома и прицепы-дачи подлежат регистрации, проходят государственный техосмотр и требуют страхования гражданской ответственности владельца.
По действующим в нашей стране правилам в случае, если в техпаспорте прицепа указана общая масса свыше 750 кг, требуется категория "Е" ("В, Е"). А это, как правило, все прицепы-дачи - модели весом до 750 кг почти не встречаются. Если же масса сцепки "автомобиль - прицеп" свыше 3500 кг, то уже требуется категория "С". Для управления автодомом, как правило, достаточно категории "В". Но если его полная масса превышает 3500 кг, то здесь также понадобится категория "С".
P.S. В надежде на то, что эти мнения помогут вашему дальнейшему выбору, мы заканчиваем вторую часть нашего рассказа. В третьей, заключительной, - вопросы практического толка: на что обратить внимание при покупке прицепа-дачи/автодома и как правильно его эксплуатировать. Да и стоит ли вообще прибегать к покупке, если можно поступить совсем по-другому... Но об этом - в следующий раз. Следите за публикациями!

По материалам газеты ГАРАЖ (Казахстан)
Иван КРИШКЕВИЧ
2009-09-02
Не витрачайте свого часу на пояснення: люди чують лише те, що хочуть почути. @ Пауло Коельо
 

 


SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal